Альтернативная фантастика

Альтернативная фантастика

Альтернативная фантастика или альтернативная история – представляет собой распространенный сегодня жанр фантастической литературы, главной характерной особенностью которого является изображение возможных событий развития истории, то есть описание и анализ того, что могло бы быть, если бы история пошла по другому пути развития. Жанр этот достаточно сложный и непредсказуемый прежде всего потому, что авторы, работающие в его рамках, должны обладать если не определенной степенью информированности в области истории того периода, о котором они пишут, то, как минимум доступом к важным и достоверным историческим источникам и эрудированностью. Тяжело писать о том, чего не знаешь, но еще тяжелее писать о том, что известно всем и каждому. Поэтому альтернативная фантастика хоть и пользуется огромной популярностью среди современного читателя, но пишется достаточно аккуратно, со знанием дела и опасением дезинформировать читающего.

Альтернативная фантастика, таким образом, находится на грани науки, истории и художественной литературы, в частности фантастики как таковой.

По сюжету альтернативная фантастика чаще всего представляет собой описание истории "как она могла быть": в результате какого-то сбоя в ходе истории (это может быть как катастрофа, так и внешний для Земли факторы – например, прилет инопланетян), история сворачивает со своего торного пути и развивается не так, как мы привыкли это себе представлять. Также распространены сюжеты: "разветвления миров", "путешествия во времени", "путешествия в параллельные нашему миры". В любом случае, какую бы основу для своего произведения не выбрал автор, главное, чем будет всегда отличаться альтернативная фантастика – так элементом фантастичности в изображении исторических событий. При чем, что касается масштабов как исторических событий, так и их фантастичности – то тут также может быть большой разброс: писатель волен описывать как ключевые исторические моменты, войны, политические решения или реформы, так и второстепенные, малоизвестные факты исторического прошлого.

Даже более того, альтернативная фантастика, хоть и является художественной литературой по своей сути, выполняет ряд важных научных задач, например, предоставляет возможность анализа вариантов исторического развития народов, стран, человечества; производит анализ влияния исторической судьбы на историю, анализ взаимовлияния исторических фактов, анализ влияния конкретных личностей на ход исторического процесса.

Альтернативная фантастика, таким образом, не только обогащает духовно (как любая художественная литература), но и дает пищу для размышлений (как литература научная).

Борис Акунин фантастика

"Жанры" и Борис Акунин. «Фантастика»

Одним из наиболее популярных авторов современной русской литературы, наиболее читаемым и уважаемым не только в России, но и в странах СНГ, является Борис Акунин. Фантастика, альтернативная история, детективы, философия и приключения – все это – стили, в которых без особых проблем Борис Акунин (настоящее имя которого – Григорий Шалвович Чхартишвили) творит уже на протяжении сорока лет. Его проза в высшей степени интеллектуальна и насыщенна, в ней нет плоских сюжетов и предсказуемых поворотов, но присутствует динамизм и интрига, которые способны "держать читателя" до последнего.

Что интересно, писатель в рамках своей литературной карьеры не зацикливается на определенных жанрах, он пробует свои силы в различных стилях, создавая свои произведения в самых разнообразных формах и вариантах подачи. Помимо детективных романов о приключениях знаменитого аристократа Эраста Петровича Фандорина, с легкостью раскрывающего любые, даже самые запутанные дела, найдется и множество других, не связанных с Фандориным, произведений, которые написал Борис Акунин. "Фантастика" – как раз такой роман. Но откуда в творчестве Акунина возникает "Фантастика"? Ведь он, в большинстве своем, предпочитает более реалистичные жанры. Однако, все не так просто. Дело в том, что в рамках проекта-попытки создания инсектариума жанровой литературы (под лаконичным названием "Жанры"), создававшегося с 2005 по 2008 годы, писатель производит на свет ряд произведений, каждое из которых – в новом жанре. Так появляются на свет "Детская книга", "Шпионский роман", "Фантастика" и "Квест". Все они довольно сильно различаются между собой, хотя их и объединяет один маленьких элемент (своеобразная "фишка от разработчика"): в них иногда мелькают потомки или предки любимого персонажа Акунина – Эраста Петровича Фандорина. Иными словами цикл был хорошо принят почитателями творчества писателя и стал серьезной вехой в развитии творчества такого гиганта современной литературы, как Борис Акунин. "Фантастика" – роман из цикла "Жанры", повествующий о двух молодых людях, которые в результате автокатастрофы на Колиной горе в Москве, приобретают необычные, фантастические способности. Мало того, что Роберт Дарновский и Сергей Дронов чудом не пострадали в результате ужасной аварии, случившейся с автобусом, в котором они ехали, они еще и стали по-другому воспринимать реальность: у Роберта появились способности к чтению чужих мыслей, а Сергей стал фантастически сильным. Самое интересное, что встретятся герои произведения только через 10 лет, полюбив одну и ту же девушку, которая также замешана в катастрофе... Однако, сюжет произведения не так прост, как кажется на первый взгляд. Умеет удивить Борис Акунин! "Фантастика" помимо главной линии содержит еще и второстепенную, рассказывающую о том, что на самом деле произошло в стране в 1991 году. Иными словами, сумел выработать в рамках данного жанра свой незабываемый почерк мастер интриги Борис Акунин. "Фантастика" – стала, пожалуй, самым необычным и непредсказуемым произведением не только цикла "Жанры", но и всего творчества писателя.

Современные писатели-фантасты

Современные писатели-фантасты: имена и жанры

Современные писатели-фантасты – это мастера прозы в жанре «фантастика», которые создают свои произведения на протяжении конца XX – начала XXI века. Жанры, в которых работают фантасты сегодняшнего дня, весьма различаются между собой: это и киберпанк, и антиутопические произведения, и космоопера, и героическое фэнтези, и классическая научная фантастика и даже фантастическая драматургия. Фантастика – неизбывное поле деятельности, на котором любым явлениям, феноменам и даже отклонениям найдется достойное место под солнцем. Современные писатели-фантасты, обнаруживая данную закономерность, создают гениальные произведения, претендующие на звание шедевральных. Сегодня таких достаточно много. Вспомним лишь нашумевшие имена. Так, современные писатели-фантасты вроде Джоан Роулинг, Роберта Сальваторе, Урсулы ле Гуин, Стивена Кинга достаточно известны по всему миру, их имена постоянно на слуху, их книги читают и любят, они еще при жизни становятся великими и знаменитыми, внося свою огромную лепту в развитие фантастики XXI века. А сколько авторов, которые пишут интересные произведения, но они не столь раскручены, а значит и доступны более узкому кругу читателей. Нил Гейман, Чарльз де Линт, Роберт Джордан... этот список можно продолжать до бесконечности! Высокодетализированные миры, характерные, цельные образы героев, запутанные фантастические истории, вымышленные существа – все это присуще фантастам современности.

Современные писатели-фантасты, издающие свои произведения на русском языке, также достигают высот в своем деле. Так, «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Сергея Лукьяненко, «Тайный город» Вадима Панова, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, разнообразные и монолитные по своему составу, произведения Генри Лайона Олди (украинского дуэта писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) пользуются огромной популярностью, экранизируются, выходят на мировой уровень. И, признаться честно, российские современные писатели-фантасты ничуть не отстают от зарубежных авторов. У них гораздо более глубинные мысли, больше духовности в произведениях, харизматичнее герои. Помимо вышеобозначенных имен, есть в России и на территории постсоветского пространства, и целый ряд талантливых писателей. Это такие современные писатели-фантасты, как: Мария Семенова, Владимир Свержин, Павел Амнуэль, Ольга Громыко, Марина и Сергей Дьяченко, Андрей Валентинов, Вера Камша и другие.

Научно-фантастический рассказ

Научно-фантастический рассказ

Научно-фантастический рассказ представляет собой одну из форм, разновидностей произведений научно-фантастического жанра. Его главная особенность в том, что он изображает реальность через призму тех научно-технических открытий и достижений, которые были сделаны на Земле в течение относительно короткого отрезка времени до или после какого-либо конкретного момента (чаще – настоящего времени).

Научно-фантастический рассказ, в отличие от научно-фантастической повести или романа, является небольшим эпическим произведением, с одной-двумя сюжетными линиями и небольшим количеством действующих персонажей. Писать произведения такого плана и сложно и легко одновременно: с одной стороны писателю не обязательно освещать всю тему в ее многообразии и сложности – достаточно лишь одного эпизода, с другой стороны – выбрать и описать этот эпизод интересным стилем и захватывающим языком – это еще стоит постараться!

Научно-фантастический рассказ, как разновидность литературных форм научной фантастики, характеризуется такими основными моментами: научно-фантастический рассказ склонен к прогностике (если речь идет о грядущем, то его результаты представляются своеобразной экстраполяцией неких событий в будущее); в данном произведении преломлению через призму научной популярности подвергается только время, а не все, без исключения, пространство; в научно-фантастическом рассказе наблюдается большая степень вовлекаемости в произведение научных средств и методик: строятся гипотезы, делаются выводы, анализируются какие-либо процессы, происходят научные открытие. Научно-фантастический рассказ в строгом смысле этого слова является пограничным произведением, в равной степени содержащим как элементы научной работы, так и элементы художественного произведения. Кому-то это может показаться скучным и сухим, кому-то загадочным и интересным, но суть одна: такое произведение предоставляет реальной науке варианты разрешения конфликтов и решения проблем путем использования знания, полученного в результате творчества. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал количество научно-фантастических произведений, которые со временем превращались в реальность. Увы, такой статистики нет, однако это не подразумевает еще отсутствия самого процесса.

Научно-фантастический рассказ приобретает особенную популярность в XX веке. Лучшими представителями данного жанра являются: Аркадий и Борис Стругацкие, Герберт Уэллс, Станислав Лем, Карл Чапек, Рэй Брэдбери и другие.

Фантастика 20 века

Фантастика 20 века

Фантастика 20 века – явление масштабное и характерное, главным образом, за счет того, что в 20 веке для фантастики появилось множество вариантов реализации и развития, множество новых тем и стилей, множество талантливых личностей и писателей, придавших ей той значимости и глобальности, которыми она обладает сегодня. Конечно, до 20 века фантастика так или иначе развивалась – в Древней Греции и Риме, в эпоху средневековья и Ренессанса, в рамках романтизма, реализма и приключенческой литературы. Однако, до 20 века она редко выходила за пределы мифологии, сказок и выдуманных сказочных миров, иная картина стала вырисовываться с расцветом научной фантастики, социальной фантастики и космической фантастики. Художественная литература вплотную подошла к научной и на этой границе стал вырисовываться образ нового литературного феномена, который, в свою очередь, стал ключом для параллельного развития и других, сопутствующих научной фантастике, жанров. Так, фантастика 20 века началась с антиутопий Герберта Уэллса, а продолжилась социальной сатирой, научной фантастикой и фантастической прозой Брэдбери, Стругацких, Хайнлайна. Плеяда значительных для фантастического жанра писателей, их увлекательные и необычные по своей красоте и сюжетам, произведения не могли в свою очередь не послужить толчком для выхода такого жанра, как фантастика 20 века на качественно новый уровень – из литературы фантастика просочилась в кино и другие виды искусства, заполоняя собою все большие культурные пространства.

Сделала фантастика 20 века и еще одно крупное открытие – она изобрела стиль фэнтези. Конечно, его зачатки в том или ином виде существовали всегда, ведь по сути фэнтези – это сказочно-средневековая фантастика, но только в Новую эру они стали действительно качественным, продуманным и серьезным чтивом, претендующим, местами, на демиургические масштабы. Выход на литературные подмостки Роберта Говарда с его "Конаном", Клайва Льюиса с "Хрониками Нарнии", Говарда Филлипа Лавкрафта с его ужасами и прочих писателей стал серьезным толчком к созданию и разработке фэнтези и хоррора такими, какими мы их знаем. И, конечно, нельзя было бы не назвать тех, с кем на сегодняшний день прочно ассоциируется термин "фантастика 20 века": Джона Рональда Руэла Толкина и Роберта Джордана – прекрасных и сильных писателей, создателей уникальных подробных и не похожих друг на друга Вселенных. «Властелин колец» одного и цикл «Колесо времени» другого – стали классическими фэнтезийными работами эпического масштаба, равных которым не найти в современном мире.

Фантастика 20 века изменила представление и о детской литературе – детей перестали тешить одними сказками, стали появляться романы, рассказы и повести для детей, имеющие серьезную философскую подоплеку. Чего стоит один только популярный Гарри Поттер – герой книг Джоан Роулинг.

Еще статьи...

  1. Виды фантастики