Юмористические рассказы

Юмористические рассказы

Среди любителей литературы особенно славятся юмористические рассказы англоязычных и российских авторов. Беззлобный смех Вудхауса, добродушная ирония Джерома, язвительность Б. Шоу, сарказм Марка Твена сделали этих писателей всемирно известными острословами.

Самое продуктивное время для русского юмористического рассказа выдалось в начале ХХ в., когда петербургские остроумцы объединились в журнале «Сатирикон» (1875-1918). Аверченко, Тэффи, Ремизова, Саша Черный, Радаков, Антипов, Билибин и другие сделали журнал отменного качества и добились небывалого успеха, сопоставимого разве с популярностью английского журнала «Панч».

Юмор сатириконовцев — очень индивидуальный: размашистый у Аверченко, созерцательный у Тэффи, основательный у Билибина, на грани фантасмагории у Саши Черного.

Юмористические рассказы Тэффи — это зачастую «смех сквозь невидимые миру слезы», ее даже нередко относят к «серьезным» авторам. Так, в рассказе «Концерт» представлено описание публичного благотворительного представления, куда горе-организаторы не смогли залучить никого, кроме начинающего поэта. И он, по просьбе организаторов, несколько раз подряд читает одни и те же стихи на сцене. Он ужасно волнуется, читает с дикими завываниями, и ноги у него отчетливо трясутся. В юмористическом рассказе Тэффи представляет это так, что читатель безудержно хохочет вместе с публикой. После концерта начинающий поэт возвращается домой, ощущая себя знаменитым. И столько грусти человека, много знающего, чувствуется в авторском отношении к происходящему...

Аверченко, напротив, рефлексия чужда абсолютно. Подавляющее большинство его юмористических рассказов — это тонкая комедия положений. Например, человек, находясь в гостях, звонит домой по телефону и попадает на грабителя, который как раз к нему в квартиру залез: человек вынужден устанавливать с вором теплые и дружеские отношения, чтобы тот просто унес деньги, а не попортил бы ненужные ему вещи. Особняком среди юмористических рассказов Аверченко стоит сборник «О маленьких для больших», где собраны проникнутые тонким лиризмом и светлым смехом произведения о детях.

Эти авторы и до сих пор читаются со смехом.