Рассказы Эдгара По

Рассказы Эдгара По

Рассказы Эдгара По, которые он начал писать в 1830-х гг., публика распробовала лишь в 40-х. Всего По написал порядка 70 новелл и во многом стал новатором. Будучи писателем романтического направления, По первым со всей остротой (определявшейся не в последнюю очередь фантастической, контрастной формой) показал противоречие, ставшее в ХХ в. причиной большинства художественных, социальных и прочих конфликтов. В рассказах Эдгара По главный конфликт происходит между духовными запросами человека и бездушной машиной социального устройства. «Ужасность» новеллистики По проистекает именно из этого основного конфликта: человеческое сознание, сталкиваясь с уничтожающей громадой социума, пронизывается всевозможными страхами. Отсюда другая легко вычленяемая тема рассказов Эдгара По — страх.

Страх у него представлен всевозможный: страх перед жизнью, перед смертью, страх одиночества, боязнь толпы, любви, себя... Особенно утонченная форма страха, наивысшая его точка, представлена в рассказе «Падение дома Ашеров»: здесь По показывает смертоносный ужас перед страхом жизни и смерти.

В качестве тонкого психолога По предстает в рассказах о раздвоении сознания («Вильям Вильямсон»). Раздвоенность сознания — это следствие различия между словом человеческим и делом, между нравственными устремлениями и реальными действиями. Рассказы Эдгара По одними из первых фиксируют этот «дух изврашения», который эпидемией охватит затем все человечество.

Если жанровые открытия в психологической прозе По не так известны (и занимательны) широкой публике, то факт, что По является основоположником детектива, знают все. Однако те четыре рассказа Эдгара По, которые считаются детективными («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо» и «Тайна Мари Роже»), исследователи на самом деле относят к «логическим». Жанр логического рассказа шире детектива, главное в нем — не тайна и не расследование, а личность следователя.

Эдгар По сформулировал также основной принцип научно-фантастической литературы. Такие рассказы Эдгара По, как «Сфинк», «Ганс Пфааль», «Разговор с мумией», «Повесть скалистых гор» и др. оказали значительное влияние и на Ж. Верна, и на Г. Уэллса: оба признавали американского новеллиста своим учителем.