Темы творчества Толстого

Темы творчества Толстого

Темы творчества Толстого

Главная тема Льва Толстого может быть приравнена к главной теме искусства вообще, а главная тема искусства, главный предмет его изучения – это человек. И все темы творчества Толстого так или иначе касаются раскрытия глубин человеческой личности, всестороннего ее исследования.

Герои Толстого сталкиваются со сложнейшими вопросами мироздания, они постоянно ищут свое место в мире, пытаются ответить на вопрос о смысле жизни; определяют, какое место в жизни должна занимать семья, секс, религия, любовь, мир, война – темы творчества Толстого неиссякаемы. Повесть «Смерть Ивана Ильича» ставит жесточайший вопрос об отношениях человека и смерти. Рассказ «Отец Сергий» определяет правильное, но в силу своей сложности неприемлемое для многих направление человеческой жизни. В повестях «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат» Толстой рассматривает тему личного мужества.

Если говорить о сквозных темах творчества Толстого, то одна из главных, несомненно, «мысль семейная». О ней большие романы Льва Николаевича – «Война и мир», «Анна Каренина», о ней же «Крейцерова соната» и «Власть тьмы». По мере того, как рос сам Лев Николаевич, менялись и его взгляды на семейственность. Так, оптимистический вывод «Войны и мира» (1868), что счастье человеческое в семье, уже совсем спорен в «Анне Карениной» (1876). А «Крейцерова соната» уже прямо заявляет, что семья в существующем обществе – сплошная ложь, жестокая и опасная.

Напряженные религиозные поиски, которые ведет писатель в 90-е - 1900-е годы, определяют завершающие темы творчества Толстого. В это время он пишет преимущественно философские трактаты и произведения, предназначенные для чтения в народе. Из крупных произведений в это время написан роман «Воскресение», название которого само говорит об одной из раскрываемых в нем тем. Помимо прочего, в романе саркастически изображаются современные Толстому церковники.

Толстому часто ставят в упрек, что на склоне лет он превратился в проповедника, перестав быть художником. Толстой же был уверен, что роль художника в обществе сильно преувеличена, в том числе и самими художниками.

Читайте также другие статьи:
Андрей Платонов: проза технического человека
Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Жизнь и творчество Достоевского