Герои Гоголя

Герои Гоголя

Герои Гоголя

Мало кому другому из российских классиков удалось создать столько образов-типажей, сколько получилось у Гоголя. Чуть не каждый его персонаж являет собой человеческий тип, и любой из нас и подпадает под гоголевскую «классификацию», и ежедневно общаясь с людьми, встречает другие описанные им типы. Акакий Акакиевич, Тарас Бульба, кузнец Вакула, Хлестаков, Чичиков и помещики из «Мертвых душ» - все эти герои Гоголя жили и продолжают жить в реальности. Не имея прототипов и национальности, они в той или иной степени присутствуют в каждом человеке.

Конечно, романтическая направленность персонажей украинских циклов делает их отличными от петербуржских героев или типажей из драматических произведений, из поэмы «Мертвые души». Украинские герои Гоголя – люди сильные, гордые, свободолюбивые. Их образы оттеняет великолепная природа, они от нее неотделимы, и это усиливает перечисленные характеристики.

Другое дело – согбенные, приниженные, придавленные «маленькие люди», обитатели Петербурга. Когда-то они, наверное, тоже были и гордыми, и сильными, но пошлость поглотила их, осталась одна пустота.

Герои Гоголя, представленные им в «Мертвых душах», и вовсе сплошные уроды, читатель словно попадает в Кунсткамеру: прекраснодушные пустышки-мечтатели, тупые пьяницы-буяны, алчные дельцы – ни одного движения души, все подчинено выгоде, мелким интересам. И сам автор в ужасе от представленной картины: до какой гадости может дойти человек! – восклицает он.

И все-таки не все герои Гоголя страшны и уродливы в «Мертвых душах», есть один, который не дает надежде умереть окончательно. Это – российский народ, олицетворение России. Народ – могучий организм, полный сил и удали, и в любой момент он может повести плечами и стряхнуть жуткую коросту из «мертвых душ».

Умение Гоголя видеть в капле весь космос, в маленьком человечке – мировой типаж делает его уникальным писателем на все времена. Герои Гоголя, комичные, трагичные, былинные, фантасмагоричные, до ужаса реалистичные, до смешного типичные, уже не оставят читателя, однажды познакомившегося с ними.

Читайте также другие статьи:
Наказание в романе Достоевского

Петербург Достоевского

Носов рассказы