Поэтика Достоевского

Поэтика Достоевского

Поэтика Достоевского

Поэтика предполагает изучение структуры литературного произведения, постижение используемых автором эстетических средств и определение их в систему. Говоря «поэтика Достоевского» мы тем самым подразумеваем совокупность особенностей построения его произведений, используемые им языковые средства, систему художественных образов.

Поэтика Достоевского – предмет изучения многих достойных литературоведов, среди них особенно стоит отметить М. Бахтина, его фундаментальный труд «Проблемы творчества Достоевского», а так же работу Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского».

Любой, кто впервые откроет какую угодно книгу Достоевского, будет захвачен сюжетным вихрем – всегда напряженным и динамичным. Современные читатели, не очень греша против истины, называют Достоевского автором триллеров. Но изучая поэтику Достоевского, человек очень скоро понимает, что сюжет – лишь прикрытие. Бахтин отмечает, что сюжет для Достоевского, вообще, имеет одну только цель: «ставить человека в различные положения, раскрывающие и провоцирующие его, сводить и сталкивать людей между собою, но так, что в рамках этого сюжетного соприкосновения они не остаются и выходят за их пределы». Иными словами, действие, движение в произведениях Достоевского гораздо больше и шире сюжета. Какой сюжет, в самом деле, способен вместить духовную жизнь многих персонажей сразу? В том, что касается сюжета, поэтика Достоевского проста: герои так или иначе встречаются друг с другом. В том, что касается области существования героя, все гораздо сложнее. Строго говоря, персонажи Достоевского находятся вне пространства и времени, или же, как космос, имеют свое собственное время и пространство. «Скрещиваются их сознания с их мирами, скрещиваются их целостные кругозоры, - пишет М. Бахтин. – В точке пересечения их кругозоров лежат кульминационные пункты романа. В этих пунктах и лежат скрепы романного целого».

Общепризнанно, что поэтика Достоевского обладает еще одной яркой особенностью – полифоничностью, т.е. многоголосностью. Причем многие голоса у Достоевского (что крайне важно) – это разные голоса. И многие голоса – это голоса внешние и внутренние, зачастую принадлежащие одному и тому же персонажу. Персонажи ведь не только разговаривают друг с другом, гораздо важнее расслышать их внутренний диалог с самим собой – а он почти всегда есть!

Постижение Достоевского – дело непростое, но увлекательное. Не каждый способен – да не каждый и хочет – нырять на большую глубину с высокой-превысокой горы, но именно эта метафора, пожалуй, наиболее подходит для выражения того, насколько одновременно сложное и захватывающее дело – изучение Достоевского.

Читайте также другие статьи:
Детективные рассказы
Новеллы Мопассана
Рассказы Чехова