Персонажи Достоевского

Персонажи Достоевского

Персонажи Достоевского

Уже первым своим произведением – романом «Бедные люди» (1846) – Достоевский ясно обозначил свой интерес: вслед за Гоголем он исследует «маленького человека». Персонажи Достоевского преимущественно – студенты, пьяницы, мелкие чиновники, обедневшие или изначально небогатые дворяне, купцы, содержанки, сумасшедшие, святые. Перечисляя, можно назвать, пожалуй, представителей всех слоев населения, от последнего нищего до высокопоставленного аристократа. Но даже и аристократ (Юлия Михайловна из «Бесов») или высокопоставленный чиновник (ее муж фон Лембке) предстают у Федора Михайловича «маленькими людьми». Каков бы ни был масштаб внешней деятельности, персонажи Достоевского не бывают «великими». Казалось бы, Ставрогин («Бесы») – по первому описанию явно очень значительная фигура, а Достоевский и прибавляет невзначай будто бы: «Говорили, что лицо его напоминает маску». И смазано все ощущения величия, разве можно всерьез воспринимать манекен?

Однако и употребление словосочетания «маленькие люди» по отношению к персонажам Достоевского весьма условно. Эти «маленькие» замахиваются на постижение основ мироздания, они могут разрушить жизнь, свою или чужую; каждый из них в отдельности – микрокосмос из чувств и мыслей. Разве все это не показатель их значительности, их величины гораздо большей, чем «маленький»?

Персонажи Достоевского часто характеризуются как люди болезненных страстей. В самом деле, у них все на пределе, изломано, страшно, всегда на грани между жизнью и смертью. «А потом жили долго и счастливо» никогда не про них, даже в такой, казалось, пасторали (на фоне кровавых «Бесов»), как «Село Степанчиково» читатель имеет полное право недоверчиво прищуриться, читая заключительные страницы.

Многие персонажи Достоевского вызывают горячее сочувствие у читателя. Это обусловлено, главным образом, тем, что сам писатель относится к своим героям с глубоким сопереживанием. Для него человек – не материал, не абстракция, не объект. Достоевский обладал уникальным даром любви к отдельному человеку. Не к человечеству, к частной личности, маленькой, совсем незаметной. И этот дар – возможно, главная тайна художественного таланта писателя.

Читайте также другие статьи:
Андрей Платонов: проза технического человека
Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Жизнь и творчество Достоевского