Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Достоевский приехал в северную столицу в 1837 г., и сразу был заворожен этим городом, который казался ему таинственным и прекрасным. В 1838 г. будущий писатель был зачислен в Инженерное училище, располагавшееся тогда в Михайловском замке - здании, связанном с трагической тайной императора Павла Первого. О Михайловском замке ходили страшные и романтичные легенды, что добавляло красок в восприятие Петербурга Достоевским. Но прекрасный город очень скоро показал и другое свое лицо - непарадное, страшное, изъеденное язвами нищеты, страдания и порока.

Уже во втором романе "Белые ночи" (1846) Петербург выступает не фоном действия, но самостоятельным образом, вплетенным в повествование. Петербург Достоевского усугубляет настроение, дополняет речи и мысли героев. И потом уже город не отпускает писателя: в большинстве его произведений фигурирует Петербург.

Петербург Достоевского уникален не только потому, что это самобытный образ, наполненный глубоким и правдивым смыслом, удивительно, как удалось писателю создать этот образ. Ведь Достоевский практически никогда не описывает город сам по себе - только в связи с действиями, речами, мыслями персонажей. Петербург всегда идет дополнением, как любая среда обитания, и при этом вырастает в гигантский самостоятельный образ; как дамоклов меч нависает он над своими жителями.

Петербург Достоевского - это город "углов", "комнатушек", чердаков и подвалов; город нечистых улиц, грязных детей, пьяниц и проституток. Нет счастливых людей в его домах, страдания, страсть и грех повсюду. Но из темного кошмара, словно жемчужины, высверкивают оставшиеся в людях надежда, любовь, сострадание, смирение, в котором единственная подлинная сила заключена.

Сам Достоевский никогда не имел своей квартиры и, живя в Петербурге, сменил порядка двадцати адресов. Так что он хорошо был знаком с атмосферой и обстановкой петербургского жилья самого разного уровня. Многое из того, что имеет место в романах, существовало в действительности. Но далеко не всегда Петербург Достоевского списан с реальности: нередко писатель преобразовывал ее в соответствии с художественным замыслом. Топография Достоевского - отдельная, захватывающая тема для исследований.

Читайте также другие статьи:
Андрей Платонов: проза технического человека
Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Жизнь и творчество Достоевского