Герои Достоевского

Герои Достоевского

Герои Достоевского

Герои Достоевского в совокупности представляют широкий срез российского общества второй половины XIX в. На страницах произведений Федора Михайловича встречаются все - нищие странники, мещане разного уровня достатка, обедневшие дворяне, каторжники, представители высшей аристократии, белоручки-интеллигенты, публичные женщины, богатые наследницы; и порой все они могут быть встречены в одном романе. Произведения Достоевского довольно густо населены.

Подавляющее большинство героев Достоевского занято нравственными поисками - и в теории, и на практике. Идея есть в каждом человеке, и каждый пытается найти свою идею, объяснить ее себе или же соответствовать ей. Квинтэссенцией в этом смысле являются персонажи последнего романа Достоевского "Братья Карамазовы", где каждый брат - олицетворение своей идеи.

Достоевского называют писателем, поникнувшим в самые потаенные уголки человеческой души. Сам писатель вовсе не считал себя психологом, и один из самых известных его исследователей М. Бахтин с ним согласен. "Достоевский не психолог, - пишет он. - Но в то же время Достоевский объективен и с полным правом может называть себя реалистом". И далее: "Его художественные методы изображения внутреннего человека, "человека в человеке", по своему объективизму остаются образцовыми для всякой эпохи и при всякой идеологии".

С точки зрения теории литературы, герои Достоевского выросли из романтической традиции; но те вещи, которые европейские романтики показывали изнутри через призму своего Я, Федор Михайлович сумел показать извне. Любой персонаж Достоевского - это человек, на которого мы смотрим сугубо снаружи. Нет ничего такого, что знает писатель и читатель о персонаже, и чего бы он не знал о себе. Все, что пишет Достоевский о своем герое, герой может сказать о себе сам. Именно в этом смысле Достоевский и предстает перед нами не психологом, но реалистом.

Героев Достоевского отмечает страстность. Это часто люди крайностей, фанатики, идет ли речь об умозрительных вещах или о любви к женщине. "Одержимость" - вот слово, нередко встречающееся в работах, посвященных произведениям Федора Михайловича. Так, идеей одержим Иван Шатов ("Бесы"), женщиной одержим Рогожин ("Идиот"), одержим раскаянием Родион Раскольников. Краски Достоевского - яркие и густые, в его персонажах много чрезмерности, и при этом они являются наиболее реалистичным отображением людей. Просто герои Достоевского представлены нам "без шелухи", с них как-будто сняли тонкий верхний слой и показали внутреннюю бурю, которая не утихает в каждом живущем.

Читайте также другие статьи:

Русская новелла
Андрей Платонов: проза технического человека
Рассказы о неразделенной любви