Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Михаил Пришвин: проза, воспевающая природу

Ничто не предвещало, что станет писателем Михаил Пришвин: проза была для него лишь в учебниках, сперва гимназических, затем в Рижском политехническом институте, после – на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Перелом произошел в начале 1900-х гг., когда Пришвин поддался на уговоры языковедов-этнологов и ушел с ними на север России в поисках народных сказаний. И пропал агроном; появился Пришвин, проза которого будет известна отныне любому российскому школьнику – хотя бы из учебников по русскому языку.

Главное, чем знаменит Пришвин – проза о природе. География пришвиновских путешествий обширна: от Дальнего Востока до Запорожья. Уже после выхода первой книги Михаил Михайлович был избран действительным членом Географического общества. Где бы не побывал Пришвин, проза запечатлевает это. Но в том-то и дело, что подход Пришвина не научно-описательный, а духовно-поэтический. Его произведения стали классикой литературы подобного рода. «В краю непуганых птиц», «Жень-шень», «Кладовая солнца», «Глаза земли» - в каждом произведении не только трепетным и вдумчивым природолюбом предстает Пришвин, проза его является также блестящим образцом стиля. Это отмечал в своих отзывах Горький, называя Пришвина «поэтом и мудрецом». Сам Пришвин, определяя источник своего таланта, писал: «Дом моего таланта – это природа. Талант мой вышел из природы...».

Образ «певца природы», над которым немало поработал Пришвин, проза, созданная им о заповедных краях России – это еще не все творчество. К настоящему времени издан полный текст Дневников. В них Пришвин предстает с неожиданной стороны – как летописец страны, свидетель многих бурь и потрясений.

При видимом благополучии Пришвин, проза которого, казалось бы, никогда не была под спудом, вовсе не такой уж обладатель счастливой творческой судьбы. Многие из его произведений не были опубликованы при жизни, и нападки критики подчас оказывались суровыми и особенно обидными из-за их несправедливости.

Но по счастью, писатель Пришвин, проза его, остаются открытыми для современного читателя, доступными становятся и те произведения, что ранее не были изданы. Отнеситесь к ним не как к краеведческим запискам, но как к поэтическому образу русской земли.

Читайте также другие статьи:

Как написать роман
Готическая проза
Борис Пастернак: проза большой книги