Андрей Платонов: проза технического человека

Андрей Платонов: проза технического человека

Андрей Платонов: проза технического человека

Платонов принадлежит так называемой «возвращенной литературе». Его творческое наследие относительно недавно стало подробно изучаться учеными-филологами, и они признают, что до окончательного познания еще очень далеко. Андрей Платонов, проза которого обладает одним из самых загадочных стилей, возможно, навсегда останется – непознанным.

Поэтика и стиль Платонова исключительно друг с другом связаны, проникнуты друг другом насквозь. Первым сюрреалистом, невзирая на Кафку, называет Платонова И. Бродский. Он отмечает дикую, непостижимую двойственность, какой обладает Платонов, проза его, выражая эту двойственность, написана языком, заведенным в смысловой тупик. «Этого достаточно, - пишет Бродский далее, - чтобы назвать Платонова выдающимся писателем нашего времени, ибо наличие абсурда в грамматике свидетельствует не о частной трагедии, но о человеческой расе в целом».

Еще в одном выражена уникальность такого писателя, как Платонов: проза его дополняется целым рядом технических изобретений. Сам Платонов называл себя «техническим человеком», и исследователи считают, что техническое наследие включается в язык его художественной прозы. Вот, например, в каких выражениях Платонов советует другому писателю улучшить роман: «сжать некоторые эпизоды, тогда художественная энергия их увеличится, а повесть сократится, отчего выиграет ее выразительная сила всей музыки повествования».

Не любил долгих дискуссий про творческие методы Платонов: проза писалась у него быстро, все, что он делал – садился и писал. За две или три недели он писал повесть. Роман «Чевенгур» написан максимум за полгода. Платонов, проза которого писалась с такой легкостью, так же просто решал вопросы космического масштаба: хочешь быть свободным – будь им.

Художественный мир, который создал Платонов, проза его – это удивительное явление, сложное, со множеством «но», далеко не радужное. Отношение к Платонову читателя не бывает параллельным и формируется моментально: либо сразу возникает приятие, либо отторжение – это происходит главным образом из-за платоновского языка и является ярким показателем ценности Платонова как писателя. Существующее литературное явление по имени Платонов, проза его как образчик зримой выразительности языка, безусловно, должны быть рекомендованы к прочтению для всякого культурного человека.

Читайте также другие статьи:

Тема любви в рассказах и повестях
Виктор Астафьев: проза войны и села
Концепция любви в рассказах Бунина