Проза Ахматовой

Проза Ахматовой

Автобиографические очерки, воспоминания, письма и литературно-критические работы составляют прозаический багаж Анны Ахматовой. Проза Ахматовой обладает своеобразными чертами, самобытностью, как творчество любого зрелого таланта. Отдельного рассмотрения требует каждая часть прозаического наследия Ахматовой, и в частности – ее литературная критика.

Критическая проза Ахматовой началась, когда автору исполнилось 24 года – тогда в журнале «Русская мысль» была опубликована ее статья «О стихах Н. Львовой». И хотя утверждения некоторых исследователей о том, что статья в действительности была написана мужем Ахматовой – Н. Гумилевым – не состоятельна, влияние его взглядов в данной работе очевидно. Впрочем, она скоро обрела самостоятельность суждений, и критическая проза Ахматовой заблистала остротой мысли, точностью наблюдений, масштабностью выводов.

Одной из общих черт, которыми обладает критическая проза Ахматовой, можно назвать смелость и даже некоторую безаппеляционность. Вот набросок из ее записной книжки: «... считается, что у Пушкина нет неудач. И все-таки «Дубровский» - неудача Пушкина... Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. Это, в противуположность (орфография Ахматовой) «Пиковой даме», вещь без тайны...».

Вообще, исследования Пушкина – то, чем проза Ахматовой наиболее ценна. Вряд ли существует более точный, более справедливый взгляд на «Каменного гостя», чем взгляд Ахматовой. Она как-будто разом, по-пушкински, разъясняет нам его всего.

Литературно-критическая деятельность Ахматовой изучена мало. Причиной служит еще и то, что статьи, заметки, отдельные наброски Анна Андреевна не считала такими необходимыми к сохранению, как стихи. Проза Ахматовой не заслуживала столь небрежного отношения, но факт остается фактом: многое из нее было уничтожено самим автором.

Воспоминания и автобиографические очерки, другая составляющая прозаического наследия Анны Андреевны, представляют собой весьма ценные документы эпохи. Хотя проза Ахматовой имеет ярко выраженную художественную окраску, факты и настроения того времени передаются ею с исторической точностью.

Читайте также другие статьи:
Рассказы Куприна
Новеллы Гофмана
Концепция любви в рассказах Бунина