Фантастика Гоголя

Фантастика Гоголя

Фантастика Гоголя. Мир на грани реального и фантастического

Фантастика Гоголя очень близка сказкам: она также магична, эпична, народна и поучительна одновременно. И хотя она целиком и полностью взята из фольклорных традиций Малороссии, от этого не менее мистична и увлекательна и нереальна. Хотя почему нереальна? Фантастика Гоголя как раз и примечательна тем, что она находится на перекрестке двух миров: настоящего, в котором мы все живем и выдуманного, фантастического, в котором обитают сущности иного порядка, вроде русалок, леших, ведьм и других. Однако мир по эту и мир по ту сторону границы так тесно сплетены друг с другом, что тяжело отличить в какой момент происходит переход и ты оказываешься "по ту сторону". Эта самая типичная ситуация, в которую попадают герои повестей и рассказов Гоголя. Они оказываются там, где им быть не следовало и после этого с ними начинают происходить странные вещи. Фантастика Гоголя по всем параметрам мистицирована, но она не всегда добра, как в сказках, она еще бывает и жестока и беспощадна с теми, кому не повезло оказаться на пути у темных сил. Однако и темные силы не всегда злы, им присущи юмор и ирония и даже некоторая доля справедливости. К слову сказать, образы представителей потустороннего мира получились у Николая Васильевича характерными, если не сказать гениальными. Они настолько прекрасно передают сущность "тех сил", что в их реальности не приходится сомневаться.

Фантастика Гоголя проявляется во многих произведениях автора, от "Носа" до "Невского проспекта", однако наиболее ярко выражена она в "украинских повестях и рассказах": "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Майская ночь", "Вечер накануне Ивана Купала", "Страшная месть", "Сорочинская ярмарка" и другие. В этих работах писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, морально-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика Гоголя изображается им не мистически, а согласно народным представлениям. Герои "Вечеров на хуторе близ Диканьки" явно находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение же самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства, слегка иронизируя над ними. Так, черт из повести "Ночь перед Рождеством" "спереди – совершенный немец", а "сзади – губернский стряпчий в мундире". И, ухаживая, как настоящий ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо "то же, что обычно нашептывают всему женскому роду".

Фантастика Гоголя органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но, при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно возрастает. Более полно, чем в других произведениях, она выразилась в повести "Страшная месть". Здесь в образе колдуна предстает дьявольская сила. Но этой загадочной страшной силе противопоставлена православная религия. Таким образом, уже в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" проявились некоторые мировоззренческие противоречия Гоголя, которые впоследствии будут лишь возрастать и обостряться.

Читайте также другие статьи:

Романтические рассказы о любви
Современные рассказы о любви

Тема любви в рассказах и повестях