Жанр научной фантастики

Жанр научной фантастики

Жанр научной фантастики

Жанр научной фантастики представляет собой такой жанр в литературе и кино, главная отличительная особенность которого – отведение центральной роли в произведении размышлениям на темы науки и современных технологий. На сегодняшний день довольно часто, употребляя термин "фантастика", на самом деле подразумевают именно жанр научной фантастики. В свою очередь, жанр научной фантастики не является цельным направлением фантастики как таковой, поскольку в рамках научной фантастики выделяют еще такие подвиды, как альтернативная фантастика, социальная фантастика, военная научная фантастика, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, ксенофантастика (описывает жизнь инопланетян с психологией и структурой общества, совершенно отличной от человеческой), киберпанк (в основе таких произведений – глобальная компьютеризация и ее последствия), космическая опера, феминистская научная фантастика.

Жанр научной фантастики – особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (XVII-XVIII вв.) и окончательно формируется в XX веке.Он в лучших традициях сочетается с прогностикой (построением научных прогнозов – экстраполяций на будущее) и с антиутопией. Писатели-фантасты, работающие в этом стиле, пытаются осознать общие тенденции развития цивилизации, показать влияние научных достижений на жизнь человека, предупредить об опасности превращения личности в "винтик" государственной машины, об ответственности человечества за судьбу Вселенной. Фантастическое повествование все больше приобретает символико-аллегорический характер, содержит широкие философские обобщения (К.-А. Портер, Р. Шекли, Р. Брэдбери, С. Лем, А. и Б. Стругацкие и др.).

Жанр научной фантастики, равно как и другие виды фантастики, основывается на "реализации несуществующего" в фантастических образах, но, в отличие от иных разновидностей данного жанра, ее предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, этические) реализации возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства. Жанр научной фантастики широко использует (в соответствии с законами науки) приемы экстраполяции, моделирования и другие, которые позволяют мысленно проследить научно достоверные и типические последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную "модель возможной действительности" в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастической наглядности. Таким образом, жанр научной фантастики отличается тем, что художественное воображение подчинено логике научно-прогностических приемов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ. Исходя из этой посылки, можем сделать вывод о том, что научная фантастика может быть определена как научно организованная форма художественного воображения.

Читайте также другие статьи:
Рассказы Шолохова
Рассказы Куприна
Рассказы Веллера