Как писать рассказы

Как писать рассказы

Пособие Михаила Веллера о том, как писать рассказы. Книга "Технология рассказа"

Для тех, кто решил посвятить свою жизнь литературе не так давно была выпущена книга современного российского писателя Михаила Веллера, в которой он делится опытом и секретами о том, как писать рассказы. Название произведения точно и лаконично отображает его суть: работа носит имя "Технология рассказа". Конечно, кому как не Веллеру составлять пособия о создании рассказов – ведь он прекрасно разбирается в этой теме, по праву считаясь одним из лучших российских мастеров короткой прозы (только в 2000 г. его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз.). Веллер многие годы читал лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима и Копенгагена. И, что самое важное для читателя, он не "зажилил" выстраданный опыт, а щедро поделился им с неофитами.

Бесспорно, его исследование о том, как писать рассказы не является абсолютной истиной, автор лишь пытается классифицировать литературную работу и проиллюстрировать это примерами из опыта успешных писателей.

Логичным и отчетливым представляется автору разделение процесса создания литературного произведения на три этапа: познать, сказать, быть услышанным. Познать – означает приобрести жизненный опыт, сказать – собственно литературная работа (отбор материала, его организация и изложение литературным языком), быть услышанным – сделать так, чтобы произведение было прочитано, понятно и оценено читателем по достоинству. Если этап познания мира строго индивидуален – у кого-то он занимает совсем мало времени, а кому-то на это нужно потратить половину жизни, – то высказывание идей, воплощение их в определенные образы, чтобы полнее донести до читателя, зависит прежде всего от знания литературных законов. Осознавая сей факт, М. Веллер в своей работе в научно-популярной форме излагает основные законы повествования. Для Веллера рассказ является древнейшим и первым из литературных жанров, а также изложением определенных событий, которое читается "на одном дыхании". Писатель стремится рассказать и начинающим прозаикам о том, как добиться такого эффекта, как писать рассказы, которые были бы если не шедевральными, то хотя бы уникальными и интересными для читателя.

Первая глава книги посвящена замыслу произведения, в которой Веллер исследует типы возникновения и развития замыслов: литературное подражание, литературное развитие, литературное отрицание, литературное следования, подаренный сюжет, услышанный история, информация о происшествии, реальный случай из опыта, личные впечатления, сублимация, толчок от детали, игра, необычное предположение, мечта об идеале. В главе, посвященной отбору материала, писатель, повествуя о том, как писать рассказы, рассматривает способы подбора материала для прозаического произведения, а также факторы, определяющие отбор материала.

Очень важным фактором на пути к пониманию как писать рассказы является структура, композиция произведения. В соответствующей главе книги писатель приводит одиннадцать вариантов построения композиции художественного произведения, каждый из которых актуален в каждых конкретных условиях.

Глава "Стиль" дана Веллером в книге для того, чтобы обратить внимание на работу писателя со словом, на текст и подтекст. В главе, посвященной деталям рассказа Веллер предлагает обсудить такие важные элементы произведения, как обогащение изобразительного ряда текста (цвет, вкус, звук), описание (портрет, пейзаж, жест), достоверность, нагрузка и т.п.

Каждый, внимательно прочитавший произведение "Технология рассказа" почерпнет для себя много интересного о том, как писать рассказы достаточно серьезного уровня.

Читайте также другие статьи:
Рассказы о любви
Рассказы о войне
Рассказы Лермонтова