Рассказы Толстого

Рассказы Толстого

Рассказы Толстого в сокровищнице мировой литературы

Граф Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, философ, публицист, педагог, религиозный деятель XIX века, чье творчество давно признано классикой мировой литературы (романы "Война и мир", "Анна Каренина", многочисленные повести и рассказы Толстого считаются одними из лучших в своих жанрах). Деятельность Льва Николаевича и его вклад в развитие культуры вообще и литературы в частности трудно переоценить: будучи высокоморальной личностью, он много внимания уделял саморазвитию, размышлениям о смысле жизни и о Боге, помощи нуждающимся, заботе о ближних. Вся жизнь писателя, все повести, романы и рассказы Толстого, все его творчество и все его дела – были служением Всевышнему. Чаще всего, говоря о творчестве этого, пожалуй, самого необычного писателя русской литературы, вспоминают его глобальные работы и произведения: роман-эпопею "Война и мир" и роман "Анна Каренина", однако, рассказы Толстого, в свою очередь, еще более фундаментальны по своей природе, хотя и не изобилуют множеством событий и персонажей, но несут в себе серьезную смысловую нагрузку, философскую подоплеку, подталкивающую читателя к размышлениям о наиболее значительных моментах человеческого существования. Так, к наиболее популярным рассказам Толстого относят следующие: "Алёша Горшок", "Бог правду видит, да не скоро скажет", "Кавказский пленник", "Много ли человеку земли нужно", "Набег", "После бала", "Разжалованный", "Рубка леса", "Севастопольские рассказы", "Три смерти". Самыми же известными циклами рассказов Толстого являются знаменитые "Севастопольские рассказы", а также рассказы Толстого для детей, многие из которых вошли в "Азбуку", "Новую азбуку" и серию из четырёх "Русских книг для чтения".

Рассказы Толстого для детей

Среди всех рассказов Толстого рассказы для детей занимают особое место, поскольку они были написаны для яснополянской школы, для крестьянских детей, а значит, в них писатель стремился изложить основы мироустройства, морали и гуманизма таким образом, чтобы это было доступно и понятно даже самым маленьким.

Лев Николаевич Толстой очень любил рассказывать детям различные истории, что вылилось в активную деятельность последнего по образованию самых незащищенных на тот момент слоев населения – крестьян. Толстой открывает у себя в Ясной Поляне первую в своем роде школу для обучения крестьянских детей, издает первую книгу для них же, именуя ее "Азбукой", публикует в ней свои рассказы. Толстого считают первопроходцем образовательной сферы, ведь он сумел разрушить стереотип "образования только для богатых", показал, что "сеять разумное, доброе, вечное" нужно в каждом ребенке, в каждом человеке, вне зависимости от его происхождения. И в этом – вся революционность педагогических идей Льва Николаевича.

Рассказы Толстого для детей и по сей день пользуются популярностью, ведь Лев Николаевич признан высококлассным педагогом, умевшим сызмальства прививать подрастающему поколению истинные ценности. Сегодня рассказы Толстого не только включены в школьную программу и разбираются детьми на уроках, но и многие родители, опираясь на авторитет Льва Николаевича как педагога, читают рассказы Толстого своим малышам. Самые известные из рассказов Толстого детям: "Булька", "Старый дед и внучек", "Зайцы", "О муравьях", "Как волки учат своих детей", "Лев и собачка", "Как меня в лесу застала гроза", "Лгун", "Филипок", "Отец и сыновья", "Котенок", "Муравей и голубка", "Как мужик камень убрал". Из названий этих рассказов Толстого детям можно увидеть, что Лев Николаевич часто прибегает к аллегории, используя в качестве главных героев своих повествований животных. В этом смысле рассказы Толстого очень напоминают сказки или притчи, но, в любом случае, они очень легко усваиваются детьми, донося до них то важное, что хотел сказать автор.

Рассказы Толстого о войне

Лев Толстой всегда много и мучительно размышлял о войне. Что такое война? Нужна ли она человечеству? Эти вопросы волновали писателя как в начале его творчества (что проявилось в таких рассказах Толстого, как "Набег", "Рубка леса" и др.), так и на протяжении всей его жизни (кавказские рассказы Толстого, севастопольские рассказы Толстого и т.д.).

"Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев, – писал Толстой в рассказе "Набег", – воображение мое отказывалось следить за такими огромными действиями: я не понимал их, а интересовал меня самый факт войны – убийство. Мне интереснее знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве". В кавказских рассказах Толстой бескомпромиссно осуждает войну как явление, противоречащее гуманной природе человека.

В рассказах Толстого о войне особо акцентируется внимание на нравственных чертах русского человека, определяющих его поведение на войне. Так, в одном из рассказов Толстого, под названием "Рубка леса" писатель дал глубокую психологическую характеристику русского солдата, описав его как скромного, простого человека, без удали и хвастовства, но со смелостью и отвагой. Вместе с тем в каждом солдате писатель раскрыл индивидуальные черты характера, что также нашло свое отражение в рассказах Толстого.

Из всех рассказов Толстого о войне наиболее знаменит его цикл под названием "Севастопольские рассказы". Он включает в себя три рассказа, которые увидели свет в 1855 году: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года". Эти рассказы Толстого описывают героическую оборону Севастополя, в них показана не только война как она есть, героизм простых солдат и защитников, но и затронута тема размышлений над тем, кому и зачем нужна война и что на самом деле она представляет собой "бессмысленную трату человеческих ресурсов".



Читайте также другие статьи:
Новеллы Мериме
Рассказы Достоевского
Проза о любви