Рассказы Лермонтова

Рассказы Лермонтова

Лермонтов прозаик. Тематика и смысл романов, повестей и рассказов Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов известен широкой общественности как блестящий поэт и драматург, однако, следует отметить, что в творческом наследии автора есть и прозаические произведения. Повести, очерки, романы, сказки и рассказы Лермонтова тоже существуют в природе и каждого, кто доберется до этого ларца с сокровищами, ждет много приятных открытий. К тому же, как выясняется, жанровое разнообразие прозаических произведений Лермонтова просто поражает! Так, например, еще в ранней юности, писатель начал создавать повесть (ее еще именуют прозаическим отрывком) с оригинальным названием "Я хочу рассказать вам", в которой обратился к описанию своего нелегкого детства, своей мечтательности и болезненности, которые впрочем, не помешали ему стремиться "к далеким звездам" и, самое главное, стали толчком к тому, чтобы он взялся за перо. Рассказы Лермонтова о своем детстве ведутся в повести от лица персонажа Саши, который мечтает стать героем. Однако, во многом автобиографическое, произведение "Я хочу рассказать вам", к сожалению, так и не было закончено автором.

Помимо детских воспоминаний и рассказов, Лермонтов обращается также к историческим событиям, как это произошло, например, во время создания исторического романа "Вадим", посвященного пугачевщине. Кстати, и этот роман остался незаконченным.

Еще один из рассказов Лермонтова – "Кавказец", представляет собой тоже, скорее не рассказ как таковой, а очерк, который, впрочем, в свое время не пропустила в печать цензура. В данном рассказе Лермонтов рисует обобщенный образ настоящего кавказского армейского офицера, бравого человека, сильного и храброго, но по своему социальному типу близкого к общей солдатской массе.

Строго говоря, из рассказов Лермонтова составлен также его знаменитейший роман "Герой нашего времени", однако рассказы здесь являются "вложенными", то есть органично вписаны в сюжет и переплетены друг с другом, являя, в итоге, монолитную картину.

Есть у поэта и довольно-таки "нестандартное" прозаическое произведение, которое в равной степени можно величать как одним из рассказов Лермонтова, так и одной из его повестей, – это турецкая сказка "Ашик-Кериб", основанная на распространенном фольклорном сюжете, который присутствует, наверное, в устном творчестве всех народов мира. Суть сказки заключается в том, что муж покидает свою жену, отправляясь в странствие, а ей доносят весточку о его гибели и предлагают снова выйти замуж, однако об этом узнает ее суженный и возвращается домой, чтобы спасти любимую от опрометчивого поступка. Этот рассказ Лермонтов записал во время своей очередной поездки по Кавказу и, переложив его в прозу, представил на суд широкой общественности.

Еще один, на этот раз фантастический, рассказ Лермонтова или, скорее, повесть (по данным некоторых источников и вовсе – роман) под названием "Штосс", ставший последней прозаической работой Михаила Юрьевича, повествует о художнике Лугине, человеке со сложным внутренним миром, который "слышит голоса" и повинуется им, пустив в итоге под откос свою, и без того сложную, жизнь.

Наконец, рассказ Лермонтова "Панорама Москвы" представляет собою юношескую работу поэта, в которой последний восхищается своей родиной и Москвой, в противовес общепринятой любви к Петербургу. В этом произведении Лермонтов очень живо и красочно изображает зрелищность и красоту величественного столичного города.

Рассказы Лермонтова как феномен русской литературы XIX века

Рассказы Лермонтова стали новой вехой развития литературы XIX века, поскольку до творчества Михаила Юрьевича особым авторитетом в литературной среде пользовалось исключительно стихосложение, поэзия. Она считалась "высоким", правильным стилем и поэтому большинство выдающихся литераторов, считающихся классиками русской литературы долермонтовского периода, были именно представителями поэтического лагеря. Лермонтов же делает, хоть и робкие, но весомые попытки "выйти на новый уровень", освоив непаханую целину прозаического пространства. Рассказы Лермонтова, хоть и не пользуются особой популярностью ни в его время, ни сегодня, но несут в себе огромный художественный потенциал. В своих прозаических произведениях (в частности в повестях и рассказах) Лермонтов обращается к тем темам и сюжетам, которые трудно (а то и невозможно) описать в стихотворениях. Этим он открывает новую, не замечаемую никем иным ранее, дверцу в огромном здании Русской Литературы. Однако вернемся к первоисточникам. Кто-нибудь задумывался, почему такой "высокочтимый и признанный" поэт, как Лермонтов, берется за написание прозы? Рассказы Лермонтова, повести и романы, – все это призвано избавить поэтическую мысль от "заштампованности", от ограниченности рифмой, ритмом, размером и слогом... Лермонтов никогда не умещался в рамки стихотворных форм, его гений был на самом деле много больше их, а посему автор, подспудно чувствуя это, стремился менять жанры и виды литературного творчества (да и не только литературного), чтобы вновь и вновь открывать новые грани своего таланта. При всем при этом, странно, но прозаических произведений у поэта немного: несколько романов и повестей, парочка рассказов Лермонтова и все! Да, видимо, в том и состоит талант гениальных людей, чтобы меньшими словами, меньшими объемами, меньшими полотнищами передавать больше глубинного смысла, рисуя глобальные картины мира.

В целом же, подытоживая анализ рассказов Лермонтова и других его прозаических произведений, следует отметить особый гений Михаила Юрьевича, который состоял не только в филологической одаренности автора, но и в наличии у него своеобразного чувства языка, чувства стиля, чувства народа. В своих рассказах Лермонтов пишет о наболевшем: о том, что близко ему самому и о том, что он хочет поведать всему миру!



Читайте также другие статьи:
Рассказы Куприна
Рассказы о любви
Новеллы Цвейга