Новеллы Цвейга

Новеллы Цвейга

Стефан Цвейг: жизнь, творчество и новеллы Цвейга

Имя австрийского писателя и новеллиста Стефана Цвейга известно во всем мире, а словосочетание "новеллы Цвейга" давно уже стало нарицательным. В чем секрет популярности Цвейга? Вероятно в том, что он был безупречнейшим, самобытным и ярким мастером изящной психологической прозы.

Многочисленные новеллы Цвейга отличаются драматичностью и неожиданной кульминацией. А наиболее полно его талант проявился в цикле новелл, раскрывающих перед читателем жизнь человека, полную глубоких переживаний и невероятных эмоциональных порывов. Новеллы Цвейга впечатляют своей динамикой и психологизмом, откровенностью в демонстрации движения человеческой души.

Наиболее знаменитые новеллы Цвейга

Среди новелл Цвейга, благодаря которым он прославился на весь мир, можно назвать следующие: "Шахматная новелла", законченная мастером в 1941 году, новелла раннего периода "Амок" (была создана в 1922 году), новелла "Мендель-букинист" (год написания – 1929), "Смятение чувств" (новелла 1927 года), "Письмо незнакомки" (написанная в 1922 году), "24 часа из жизни женщины" (1927 год). По мотивам последних трех новелл Цвейга были сняты одноименные фильмы, которые, собственно, и познакомили широкую публику с таким явлением, как "новеллы Цвейга". Не все из этих фильмов были удачны и точны в передаче того, что хотел изобразить в новеллах Цвейг, однако их роль для

распространения творчества Цвейга по всему миру очень велика, ведь они, по сути, стали ценнейшим видеоматериалом к книгам писателя. И, как и сборники новелл Цвейга, фильмы по его произведениям впечатляют своей драматичностью, нетривиальными сюжетами, переплетениями человеческих судеб.

Утверждая слабость и беззащитность человека перед миром и его роком, в своих новеллах, Цвейг, тем не менее, до последнего верит в Человека с большой буквы и в то, что он способен если не на чудеса, то, как минимум, на подвиги, ради высоких целей и благих устремлений.

Особенности новелл Цвейга

Особенность новелл Цвейга, его новаторство в этом виде искусства, заключается в том, что он создал уникальную модель произведения малого жанра. Новеллы Цвейга качественно отличались от того, что создавали мастера-новеллисты до него. Каждое цвейговское произведение – это путешествие, это бесконечная дорога, по которой движутся его герои. И в новеллах Цвейга, как раз, описывается то, что переживают герои на своем пути, в ходе своего путешествия. При этом, ключевое событие, основной момент каждой из новелл Цвейга происходит молниеносно быстро, ярко и отчетливо, так, что герои не всегда могут сообразить, что именно произошло и как следует поступить в сложившейся ситуации. Этот момент и есть для них тот самый пресловутый момент истины – час, когда происходит испытание личности, проверяются ее качества, ценности и моральные принципы. В итоге – каждая новелла Цвейга содержит своеобразную кульминацию, выраженную в виде монолога главного героя произведения. В этом монологе, зачастую сбивчивом, аффективном и нестройном, герой раскрывается полностью, демонстрируя истинного себя, без масок и притворств.

Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Когда писатель пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в длинные и многословные новеллы. Поэтому романы на основе событий современной жизни Цвейгу в принципе не удавались. К счастью, писатель это прекрасно понимал и к жанру романа обращался редко. Тем более, что именно новеллы Цвейга всегда вызывали бурный интерес со стороны читателей. Зато Цвейга весьма интересовали исторические документы и автобиографические произведения, на основе которых он писал работы на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания таких выдающихся личностей, как Магеллан, Мария Стюарт, Эразм Роттердамский, Бальзак и т.д. Но, тем не менее, из всех видов литературы, в которых работал писатель, именно новеллы Цвейга считаются не только классикой мировой литературы, но и "лучшим из лучшего", созданного в рамках данного жанра.

Герои новелл Цвейга

Люди в новеллах Цвейга существуют, подобно замкнутым, сталкивающимся лишь по воле случая монадам; разобщенные, они почти не знают душевной близости. Каждый из них скрывает свои внутренние переживания, словно тайну, и только эгоистическая сторона их душ раскрывается с легкостью, внося в отношения людей обман и расчет. Но, рисуемая в новеллах Цвейга, печальная картина современного мира, все же не отвергается писателем: он верит, что страдание может быть преодолено милосердием человека к человеку и добро в конце концов восторжествует. Мысль о благе милосердия и всепрощения проходила и через трагедию "Терсит" и через наиболее известную из новелл Цвейга под названием "Страх", в которой данная идея является главным внутренним мотивом, побудившим писателя смягчить остроту конфликта между неверной супругой и ее благородным мужем, великодушно прощающим жене ее измену. Новеллы Цвейга глубоко гуманистичны, психологичны и философичны. В них писатель провозглашает нерушимую веру в истинную человеческую природу – природу Божественную и Прекрасную.



Читайте также другие статьи:
Рассказы Шолохова
Рассказы о войне
Рассказы Аверченко