Рассказы Шукшина

Рассказы Шукшина

Рассказы Шукшина и их вклад в мировую литературу

Василий Шукшин — выдающийся советский писатель, сценарист и кинорежиссер, «последний гений русской литературы», талантливый киноактер, представитель классического крыла современного литературного искусства. Романы, пьесы, сказки и рассказы Шукшина, наряду с его режиссерскими и сценаристскими работами составляют основной вклад писателя в российскую и мировую культуру. Особенно интересными представляются именно рассказы Шукшина, в которых он с присущим ему талантом психолога-рассказчика, описывает жизнь простых людей советской деревни, ежедневные будни самых обычных крестьян — прямых, но от этого не менее характерных и особенных личностей.

Эволюция рассказов Шукшина

Исследователи творчества Василия Шукшина (в частности исследователи эволюции рассказов Шукшина) отмечают, что стилистика, структура и манера изложения различных историй у писателя со временем меняется. Дело в том, что если внимательно присмотреться к тем четырнадцати рассказам Шукшина, которые были напечатаны в 1958-1962 годах, то легко обнаружить, что лишь в трех-четырех из них нет никакой фабулы («сюжета», в шукшинском понимании). Во всех же остальных рассказах Шукшина фабула не только присутствует, но и служит основной формой выражения авторской мысли. О чем это говорит? Во-первых, о том, что в пору своего литературного ученичества, Шукшин, как, вероятно, и все начинающие писатели, стремился найти такие формы организации материала, которые бы надежно «бронировали его от всяких случайностей», то есть содержали бы «четкое конкретное мнение »независимо от степени его художественного обеспечения. Этой цели и служила искусно построенная фабула рассказов Шукшина. Во-вторых — и на это нужно обратить особое внимание, — от воздействия сковывающей фабулы Шукшин отходит в тех же трех-четырех рассказах, которые отличаются наибольшей художественной самостоятельностью. Это такие рассказы Шукшина, как «Сельские жители», «Демагоги» и «Племянник главбуха», а также «Светлые души». Они и отразили тот путь, которым Шукшин шел к себе, к истинным возможностям своего таланта. Он попытался написать о людях, не связывая их заранее придуманными для них поступками, не заботясь о том, чтобы они участвовали в какой-либо поучительной деятельности, чтобы с ними не происходило интересных «событий». И тогда в рассказах Шукшина люди ожили, заговорили своим собственным языком и, что всего удивительнее, оказались героями «событий» куда более увлекательных, чем всякого рода истории, придуманные и построенные по всем правилам литературного искусства. В будущем рассказы Шукшина еще не раз будут возвращаться к тематике детства писателя. Речь идет о таких рассказах Шукшина, например, «Рыжий», «Дядя Ермолай», цикл «Из детских лет Ивана Попова». Рассказ же «Далекие зимние вечера» навсегда займет в ряду рассказов Шукшина совершенно особое место. Не потому, что он был первым в этом ряду, а потому, что в самом отношении писателя к изображаемому, в том полном слиянии с миром детства, которая предоставляет всем рассказы совершенно особое звучание.

В каждом из поздних рассказов Шукшина о детстве чувствуется временная дистанция. Зрелый, умудренный жизнью человек смотрит в далекую страну детства с высоты своего сегодняшнего духовного опыта, выделяя особо знаменательные, т.е. в особой степени характеризующие его духовное развитие и становление, эпизоды и делает из них более или менее определенный морально-эстетический вывод, порождая темы для новых рассказов Шукшина. Уроки мудрого и добросовестного человека («Дядя Ермолай»), размышление о необычных людях «со своей некой скрытой глубинкой в душе» («Рыжий»), первое, почти подсознательное, но уже аксиологически оформленное, сопоставление села с городом («Первое знакомство с городом») и другое сопоставление, уже более осознанное, недоуменно-горькое («Самолет»), — все это темы более поздних рассказов Шукшина, все это — итог углубленно-сосредоточенного анализа, попытка понять и разъяснить себя сегодняшнего. Поэтому эти рассказы Шукшина и звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе ответ на многие вопросы современного духовной жизни.

Герои рассказов Шукшина

Рассказы Шукшина — об обычной жизни советского колхоза, построенного на основе славянских и русских традиций деревни. А, значит, и герои рассказов Шукшина — люди соответствующие: деревенские и советские одновременно, простые и сложные, без хитринки, но со своеобразием. Автор описывает разнообразие характеров людей — в рассказах Шукшина есть и спокойные и острые на язык герои, чудаковатые и просто веселые, те, которые готовы к подвигу и те, которые прошли тяготы лишения свободы...

Основные особенности рассказов Шукшина

Рассказы Шукшина, без сомнения, представляют из себя настоящие жемчужины мирового литературного наследия, поскольку в них представлено лаконичное и ёмкое описание существования простой советской деревни, описаны ее проблемы и радости, чаяния и рутина. Впервые героями (настоящими Героями с большой буквы) рассказов Шукшина становятся обычные колхозники, которые несмотря на недостаток образования и «культурности», все же являются сильными личностями с принципами, высокими моральными устоями, честью и гордостью. В рассказах Шукшина отчетливо проявляется глубокое знание языка и деталей быта, ведь все, что писатель изображал в своих произведениях, он знал не понаслышке, это была та часть его жизни, с которой он вырос, которую любил и которой по праву гордился. На первый план в рассказах Шукшина выходят часто не простые моральные, психологические и нравственные проблемы, поднимается тематика ценностей и выбора жизненного пути, поэтому рассказы Шукшина нередко называют психологическими и драматическими.



Читайте также другие статьи:
Рассказы для детей
Рассказы Веллера
Рассказы о войне