Рассказы Гоголя

Рассказы Гоголя

Рассказы Гоголя и творческая жизнь писателя

Николай Васильевич Гоголь — один из самых талантливых писателей-мистиков русской и украинской литературы, а также «мастер на все руки»: драматург, критик, поэт, публицист, «первый профессиональный писатель XIX века», «гений от литературы» повлиявший на творчество всех дальнейших поколений русских прозаиков. Рассказы Гоголя, а также его повести, поэмы и литературные произведения, написанные в других жанрах, считаются на сегодняшний день классикой русской литературы, а за подражательством Гоголю были замечены не только непосредственные его последователи, но и самые крупные фигуры русской литературы XIX и XX веков. К слову, творческая судьба писателя была довольно удачной: так, все без исключения пьесы, повести и рассказы Гоголя были опубликованы еще при жизни Николая Васильевича.

Наиболее известными произведениями Гоголя считаются: комедия в пяти действиях «Ревизор», поэма «Мертвые души», пьеса «Женитьба», сборник «Петербургские повести» (куда вошли небезызвестные «Нос», «Шинель», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект»), знаменитейший сборник украинских рассказов Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и его логическое продолжение — сборник повестей «Миргород».

Рассказы Гоголя считаются классикой мистической литературы, лучшие из них собраны в книгу из двух частей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В первую книгу рассказов Гоголя вошли такие произведения: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», во вторую книгу рассказов Гоголя были включены: «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Этими рассказами Гоголя по праву гордится не только русская, но и украинская литература, ведь в них описана жизнь украинского села, при чем описана не только с позиции быта и традиций, но и с позиции мистицизма и некоторой фантастичности, а это в своем роде уникальный подход к написанию рассказов о быте деревни.

Рассказы Гоголя их влияние на дальнейшую судьбу русской литературы

Отечественные и зарубежные литературные критики, изучающие творчество писателя (имеются в виду повести и рассказы Гоголя), отмечают огромное влияние гоголевских работ на все последующее развитие русской литературы. Как выразился однажды Федор Достоевский "все мы вышли из гоголевской "Шинели". И действительно, рассказы Гоголя приобрели такое колоссальное значение, что проникли в творчество чуть ли не всех поэтов и прозаиков, творивших после Николая Васильевича. Это явление даже получило специальное название: "проблема Гоголя". Считается, что сила повестей и рассказов Гоголя так велика и всепроникающа, что она повлияла на все без исключения дальнейшее развитие русской литературной традиции. Складывается даже впечатление, что повести и рассказы Гоголя всегда вызывали в русской литературе так называемую "боязнь влияния", но не индивидуальную, а коллективную, которую разделяли все последующие поколения русских писателей. Они постоянно ощущали необходимость обращаться к рассказам Гоголя, писать книги о Гоголе или иначе заявлять о вездесущем влиянии его творчества. Среди таких личностей, впечатленных рассказами Гоголя, можно найти практически всех известных авторов из всех значительных периодов русской литературы — начиная с Достоевского, Толстого и Чехова, продолжая Розановым, Мережковским и Вячеславом Ивановым и заканчивая Белым, Набоковым и Синявским. Проблема всепроникаемости гоголевской наследия усугубляется еще и тем, что она касается самой легендарной фигуры всей русской литературы — Александра Пушкина, который, по сути, стал первым русским литератором, который подвергся влиянию рассказов Гоголя и гоголевской прозы вообще. Это влияние, а возможно даже и подражание, можно четко увидеть во всех последних прозаических произведениях Пушкина. Как дополнительный эффект всеобъемлющего влияния рассказов Гоголя на русскую литературу, следует отметить характерную разнородность его произведений, в которой, кажется, скрываются корни практически всех последующих традиций и стилей поздней русской прозы. Если, к примеру, глобальные художественные устремления "Мертвых душ" или моралистический тон одного из рассказов Гоголя — "Шинели" — позже послужили моделью для большинства написанного Достоевским, то второй том "Мертвых душ" работает над проблемами и контекстами, которые затем становятся актуальными для Толстого и Тургенева. Кроме того, "Женитьба" прокладывает путь к условиям, в которых разворачиваются действия многих из пьес Островского, в то время как искусственная тривиальность "Коляски" очень напоминает некоторые из рассказов Чехова. Образы некоторых рассказов Гоголя, а также "Выбранные места из переписки с друзьями" и "Авторская исповедь", в свою очередь, оставляют отчетливые следы в духовных поисках позднего Толстого, а конечные продукты алогичного лукавства и вычурности "Носа" можно найти во многих абсурдистских и сюрреалистических текстах русской литературы 20-го столетия. Можно убедиться, что все, без исключения, творчество Гоголя (пьесы, критика, поэзия, публицистика, а также повести и рассказы Гоголя) оказало серьезное влияние на русскую литературу.



Читайте также другие статьи:
Рассказы Бунина
Рассказы для детей
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя