Новеллы Гофмана

Новеллы Гофмана

Музыка, полотна и новеллы Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман - знаменитый немецкий культурный деятель (писатель-новеллист, композитор и художник, творивший в стиле романтизма), создатель такого беспрецедентного литературного явления, как "новеллы Гофмана".

Гофман родился в 1776 году в Кенигсберге (нынешний Калининград) в бюргерской семье. Окончил Кенигсбергский университет по курсу права, после чего служил в Познани, Плоцке, Варшаве. Всерьез увлекшись литературой и музыкой, Эрнст Теодор Вильгельм изменил в своем имени третью часть с "Вильгельма" на "Амадея" в честь своего любимого композитора Моцарта. Обладавший уникальными талантами практически ко всем видам искусства, Гофман, однако же, вошел в историю, в основном как прекрасный литератор, а новеллы Гофмана по сей день считаются образчиками в данном жанре.

Современники Эрнста Теодора отмечали, что он был человеком универсального дарования, играл на разных инструментах и сочинял музыку, именно к ней питая особую страсть (как мы увидим впоследствии даже новеллы Гофмана проникнуты обожанием музыки). Также Гофман был оригинальным художником, писал уникальные полотна и создавал театральные декорации, сам иллюстрировал свои произведения, а в гофмановский рисунках-шаржах (равно как и в некоторых новеллах Гофмана) отражалось его непревзойденное чувство юмора и склонность к ироническому отображению реальности.

Что касается литературного поприща, то здесь Эрнст Теодор Амадей Гофман также отличился на славу: он писал повести, романы, рассказы, сказки и даже оперы. А новеллы Гофмана были по достоинству оценены литературными критиками его эпохи и признаны лучшими в своем роде. Наиболее известные новеллы Гофмана следующие: "Угловое окно", "Мадемуазель де Скюдери", "Необыкновенные страдания директора театра", "Кавалер Глюк", "Дон Жуан" и другие.

Анализ новеллы Гофмана

Попытка анализа новеллы Гофмана приводит к тому, что выясняется: его произведения весьма тонки и многогранны по своей сути. Так, в литературном творчестве Гофмана (и в новеллах Гофмана в особенности) в качестве главного героя выступает, чаще всего, обычный музыкант, человек высоких моральных порывов, страж искусства, тонко чувствующий окружающую действительность. Для Гофмана, как и для всех немецких романтиков, главное не мир, в котором живет художник, а мир, живущий в душе художника.

Новеллы Гофмана проникнуты романтической иронией, которая в то время и в ту эпоху была присуща всем европейским романтикам. Но, в то же время, в новеллах Гофмана эта ирония приобретает совсем другой оттенок - трагическое звучание. И хотя это всего лишь возвращение к бесконечному дуэту "комичное и трагичное", известному еще со времен Древней Греции, но для того времени это было новым переосмыслением традиций романтизма.

Творческой заслугой писателя является также причудливое сочетание в новеллах Гофмана элементов реальности с фантастической игрой авторского воображения, именуемое фантасмагорией. Фантастика была для Гофмана средством понимания условий жизни. В новеллах Гофмана нередко встречается раздвоение персонажей. Гофман был первым среди писателей XIX века, кто открыл двойственность человеческой натуры, ее дуальность и неоднозначность. Только за одно это достижение новеллы Гофмана стоит поставить в ряд великих произведений немецкой литературы эпохи романтизма.

Умение писателя "изображать действительность во всей ее истинности и казнить ядовитым сарказмом филистерство" проявилось в сказочной новелле "Крошка Цахес". Любовный сюжет, наличие волшебных помощников, загадочность главного героя - все это элементы сказки. Необычность главного героя и сюжетного повествования - признаки литературной новеллы Гофмана. Здесь, как и в ряде других новелл Гофмана сочетаются очень разноплановые характеристики действительности, но ведь сочетаются же, да еще и с каким шармом! В сказке вполне сохраняется двухмерность, двуплановость новеллы Гофмана раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты, сказочной страны Джиннистан, миру реальной повседневности.

Примечательно, что литературное творчество Гофмана весьма разнообразно в жанровом отношении. Несмотря на то, что широкому кругу читателей известны, в основном, только новеллы Гофмана, оказывается, что помимо этой заслуги, Эрнста Теодора Амадея особо почитают еще и за то, что он был одним из основоположников детективного жанра.

Герой новеллы Гофмана

Герой новеллы Гофмана - это, чаще всего, творческая личность (как студент Бальтазар в "Крошке Цахес"), в идеале - художник или музыкант. По определению самого Гофмана именно творческие личности могут быть по-настоящему свободны от условностей этого мира, от корыстных устремлений, бытовых проблем и мелочных забот, которые владеют основным большинством живущих под луной. Творческие личности же могут быть выше этого. Потому новеллы Гофмана, как раз и посвящены таким людям, которые могут выходить за рамки привычного, обыденного и порядком наскучившего реального мира. Однако, при этом писатель прекрасно осознает романтическое бессилие даже самых сильных мечтаний и иллюзий перед твердолобостью и непробиваемостью реального мира.



Читайте также другие статьи:
Детективные рассказы
Новеллы Мопассана
Рассказы Шукшина