Новеллы Мериме

Новеллы Мериме

Новеллы Мериме и жизнь писателя

Драматург, новеллист, историк, этнограф и романист, Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 г. в Париже и прославился, в основном, за счет своих непревзойденных произведений (новеллы Мериме считаются одними из лучших в мире). Отец будущего писателя был художником. Искусно одаренной была и мать писателя. В 1823 году окончил правоведческий факультет, но юриспруденция интересовала его мало. По мировоззрению Просперу Мериме были близки идеи Просвещения, что отразилось и в новеллах Мериме. На протяжении всей жизни Мериме был аналитиком, он равнодушно воспринимал все революции во Франции, свидетелем которых был, общественные проблемы почти не отразились в его творчестве. Новеллы Мериме лишены социального подтекста, зато они целиком и полностью сосредоточены на культуре, истории, духовной жизни общества.

В течение 40-50 лет жизни Проспер Мериме написал ряд работ по истории Древнего Рима, России и Украины (в частности, трактаты об истории запорожского казачества и о Богдане Хмельницком), статьи об испанской и русской литературе, переводил Пушкина и Гоголя. Новеллы Мериме стали следующим этапом в его творческой деятельности. Слава писателя-новеллиста пришла к Просперу после выхода в мир таких знаменитых новелл Мериме, как: "Таманго", "Взятие редута", "Маттео Фальконе", "Этрусская ваза", "Партия в трик-трак", "Двойная ошибка", "Души чистилища", "Илльская Венера", "Арсена Гильо", "Джуман", "Синяя комната" и другие.

Творчество Мериме совпадает с периодом взаимодействия в литературе романтизма и реализма, поэтому новеллы Мериме в полной мере впитали в себя эти тенденции. Так, с одной стороны, писатель остается в круге идей, тем и образов романтизма, с другой - смотрит на них как будто бы с расстояния, подрывая это романтическое мировоззрение изнутри.

Новеллы Мериме - любимая форма творчества писателя

В 1833 году Проспер Мериме опубликовал свою книгу с названием "Мозаика". Это был первый сборник новелл Мериме. Новеллы Мериме были любимым видом творческой деятельности писателя.

Что представляли собой типичные новеллы Мериме? Это были небольшие по объему прозаические эпические произведения, повествующие о необычных жизненных событиях с неожиданным финалом, а также с четким и ярко вырисованым сюжетом.

Следует отметить, что наиболее известные новеллы Мериме были созданы в период с 1834 по 1845 годы. Для выяснения жанровой специфики новелл Мериме и особенностей психологического анализа в его новеллистике, условно можно выделить два типа новелл Мериме: 1) "экзотические" новеллы Мериме (такие, как "Таманго", "Маттео Фальконе", "Кармен"), 2) социально-психологические новеллы Мериме ("Арсена Гильо", "Илльская Венера"). Были также и такие новеллы Мериме, которые сочетали в себе часть от одних и часть от других новелл. Так, в новелле "Коломба" органично сочетается экзотическая и социально-аналитическая традиция.

"Экзотические" новеллы Мериме свидетельствуют о приверженности писателя к романтической эстетике, о чем говорят следующие моменты: - место действия этих новелл Мериме - периферия Европы; - в этих новеллах Мериме много значит местный колорит, а сюжет строится как воспроизведение драматически нарастающей конфликтной ситуации - отсюда лаконичность повествования. Данные новеллы Мериме трагичны по своей проблематике, вызываемой конфликтом. Трагический смысл новелл Мериме в значительной степени обусловлен также и характерами людей - личностей цельных, инициативных, твердо стоящих на своих моральных принципах. Герои новелл Мериме резки, но принципиальны: Маттео убивает своего единственного сына Фортунато, который предал честь семьи, рода ("Маттео Фальконе"), Кармен погибает от ножа Хосе Наварро, любви которого она не приняла ("Кармен"), свободолюбивый, гордый негритянский предводитель Таманго теряет свободу, родину, любимую женщину и погибает в неволе ("Таманго"). Однако, нравственная целостность и бескомпромиссность персонажей новелл Мериме делает их характеры во многом романтическими и героическими.

К общим тенденциям в развитии новеллы Мериме относят: 1) постоянное углубление психологического плана в повествовании, 2) постепенное снижение экзотической темы и роли местного колорита, 3) расширение современной тематики, которое требовало художественного воплощения внутреннего мира человека. Таким образом, становление Мериме-новеллиста происходило через смену стилей — от романтизма к реализму и новеллы Мериме изменялись соответствующим образом.



Читайте также другие статьи:
Что такое проза
Новеллы Эдгара По
Рассказы Пушкина