Рассказы Шолохова

Рассказы Шолохова

Донские рассказы Шолохова и творчество писателя

Творчество Михаила Шолохова давно уже стало классикой русской и советской литературы, не смотря даже на тот факт, что жил и работал писатель всего лишь каких-то 30 лет назад. Донские рассказы Шолохова, романы "Поднятая целина" и "Тихий Дон", публицистические произведения и очерки о жизни донских казаков - вот те ключевые моменты, за которые любят и уважают Михаила Александровича и по сей день. Конечно, его проза во многом резкая и прямолинейная, режущая без ножа и до того реалистично-откровенная, что не оставляет, зачастую, героям его произведений никакого выбора и надежды, зато рассказы Шолохова целиком и полностью отражают действительность в том виде, в котором она предстает перед великим российским народом. К тому же, произведения, написанные Михаилом Александровичем (в частности – рассказы Шолохова) содержат в себе главный, принципиально новый (не раскрываемый ранее в работах других прозаиков) посыл - идею о том, что же конкретно происходит на локальном и глобальном уровнях в процессе тех социальных изменений, которые переживает донское казачество.

Герои рассказов Шолохова

Автор изображает реалистичные картины того, как тяжело переживаются социальные перетрубации на уровне простых людей, на уровне отдельных сел и конкретных семей. Он хочет показать, как легко разделяется мир на полюса: "красные" и "белые", "кулаки-буржуи" и "пролетарии", "правые" и "неправые"... Как легко люди бросают то, с чем они выросли, что впитали с молоком матери ради призрачных идеалов "строительства светлого будущего". Шутка ли - в рассказах Шолохова очень много крови и боли: брат идет на брата, сын убивает отца, родители отрекаются от детей. Люди выбирают, как им кажется, высокие идеалы, ради которых они хотят жить, презрев, нередко, то, ради чего жили еще вчера. Но, на самом деле, эти люди, в конечном итоге, являются лишь пешками в политической игре властьпридержащих. Хотя, конечно с точки зрения их жизней и их судеб это не имеет никакого значения, ведь для семьи, для жизненного уклада конкретного человека вовсе не важно, почему с ним происходят те или иные события, важно, как он решит ту или иную ситуацию. И здесь рассказы Шолохова подходят к главному - к общечеловеческим ценностям и морали, ведь испокон веков существуют и существовали вещи, которые ставились превыше всего: ценности христианские, ценности любви, гуманизма, братства и взаимоуважения. Михаил Александрович с болью, которая как-никак, но проступает через маску кажущегося беспристрастия автора, наблюдает за тем, как все рушится - рушится целый мир - привычный, слаженный, отработанный и, казалось бы, нерушимый - он начинает сдвигаться с привычной точки, смещаться и обваливаться, погребая под своими руинами людей, их истории, мечты, жизни. Судьбы же тех, кто выжил при разрушении этого микромира, вряд ли можно назвать счастливыми, потому что это - судьбы людей, покалеченных морально; и как их жизнь сложится в дальнейшем - сказать очень тяжело.

Говоря о рассказах Шолохова и их героях, стоит обратить внимание на их неоднозначность. Взять того же Микишару из "Семейного человека , "нечеловека" Михаила Крамского из рассказа "Коловерть", Бодягина-младшего (да и Бодягина-старшего, впрочем, тоже) из "Продкомиссара" - все они герои неоднозначные, делающие нелегкий и не всегда правильный выбор. Но, как говорят знающие люди, "можем ли мы обвинять кого-либо, не прочувствовав его жизнь на своей собственной шкуре?". Кто говорит, что выбор дается этим людям легко? Ведь политическая мясорубка запущена и их несет потоком в самое пекло. Кто сможет поручиться, что все эти люди (герои рассказов Шолохова или, точнее, антигерои) не пожалели затем о своих поступках, совершенных, скорее всего в состоянии аффекта...

Философские мотивы в рассказах Шолохова

При всей кажущейся простоте, цинизме и "плоскости" прозы писателя, рассказы Шолохова, тем не менее, очень философские и многослойные. Декорации везде одни и те же, причины событий идентичные - классовая борьба, охватившая донское казачество, разрушающая, аки цунами, семьи, отношения, судьбы, жизненный уклад и быт. Но это - на поверхности, а что внутри? Внутри - человек, полный противоречий и страстей, неопределившийся и не знающий, куда и как двигаться дальше. Рассказы Шолохова взывают к глобальным человеческим ценностям, к морали человека, к его внутренним ориентирам, корням, основам. Что есть добро, а что – зло? Как поступить правильно? Какую дорогу предпочесть? Что выбирать - гибель двух сыновей сейчас или голодную смерть остальных семи детей потом? Что делать, когда тебя перемалывают жернова истории и ты ничего не можешь противопоставить им? Но и с другой стороны, те социальные силы и события, которые ломают людей – они не должны становиться деструктивными относительно человечества. Человек должен «держаться корней», должен следовать своим внутренним принципам, не предавая того, чем он был всегда, служа на благо близким, а не разрушая. Рассказы Шолохова очень драматичны в своей основе. Ведь, по большому счету, они о глобальных противоречиях и переменах, происходящих внутри человека на перепутье. И хотя, анализируя творчество Михаила Александровича, многие исследователи говорят, что его произведения нейтральны относительно героя – они как «религия без Бога» – «произведения без героя», тем не менее, в них есть центральный персонаж, который красной строкой проходит через все рассказы Шолохова. Персонаж этот – правда. Та правда, которая никогда не будет скрываться за чужими спинами, она не знает приукрашений и недомолвок. Именно поэтому романы и рассказы Шолохова изобилуют сценами насилия и жестокости. Не потому, что автор получает от этого удовольствие, а потому что это истинные реалии того времени. Реалии, на которые нельзя закрывать глаза. Писатель, о котором сказали, что в его произведениях «безобразно просто умирают люди», на самом деле, под маской беспристрастного описания фактов (смертей, предательства, казней, братоубийств) скрывает огромное море боли за Россию, за свой народ, за ту его частичку (донское казачество), которая переживает все эти коренные изменения в системе ценностей, в образе жизни, в социально-политических идеалах и ориентациях... Шолохов не «садист от писательства», не певец «романтики расстрелов», не писатель, возводящий насилие в культ, а рассказы Шолохова вовсе не призывают к террору и братоненависничеству. Он просто правдивый изобразитель жизни, суровой, безжалостной, горькой...



Читайте также другие статьи:
Юмористические рассказы
Рассказы для детей
Русская новелла