Рассказы Бунина

Рассказы И.А. Бунина

В своем творчестве Иван Алексеевич Бунин, писатель, родившийся в XIX, а умерший в XX веке, продолжает развивать темы, волновавшие его литературных предшественников: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других. Главная проблема, интересовавшая Бунина уже в начале творческого пути, сводилась к вопросу о судьбе России и об особенностях национального характера. В рассказах середины 1890-х – начала 1900-х, таких как «Новая дорога», «Мелитон», «Сосны», писатель размышляет о крестьянской Руси. С другой стороны, Бунина интересует судьба поместного дворянства, тоской по ушедшим временам, культурно-исторической ностальгией пронизаны такие рассказы как «Антоновские яблоки», «Золотое дно», «Эпитафия». Оба корпуса рассказов отличает элегический настрой, лирико-философский характер. Мысль скорее о единстве двух укладов жизни, чем об их противопоставлении, впервые прозвучала с такой отчетливостью, и в этом новаторство Бунина. В ряде рассказов («Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни») Бунину удалось дать психологически глубокий портрет представителей крестьянства, мещанства и мелкопоместного дворянства. В «Деревне» Бунин изображает два типа национального характера в лице братьев Красовых. Их предки – холоп по прозвищу Цыган, уведший у своего господина любовницу, да лихой вор, грабивший церкви, что весьма символично: присущие национальному характеру цыганская удаль, стремление к свободе и красоте (говорящая фамилия - Красовы) оборачиваются уничтожением духовных ценностей, трагедией бессмысленного существования.

Размышления о духовности, грехе, смысле жизни присутствуют уже в раннем творчестве Бунина, а впоследствии выходят на первый план («Братья», «Сны Чанга»). В рассказе «Человек из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, Бунин, испытавший влияние Л.Н. Толстого, дает многослойную развернутую метафору человеческого существования: корабль под названием «Атлантида» (значит, обреченный на катастрофу) состоит из верхнего и нижнего ярусов, что символизирует яркую оболочку и страшную, грязную изнанку жизни во грехе. Величие океана, то есть бытия, оттеняет ничтожность корабля (модели человеческого общества), чей маршрут не зря закольцован: бездуховное существование, подобное тому, которое вел главный герой, обрекает человека на бессмысленное блуждание по кругу.

Осознание бренности всего сущего, поиск способа навсегда закрепиться в бытии, оставить в нем след, избежать небытия, становится центральной в творчестве Бунина 1920 годов. Главная героиня рассказа «Легкое дыхание», созданного в 1916 году, стремится жить полной жизнью, нарушая те правила, которые навязаны обществом и моралью. Оля переходит границы дозволенного с той легкостью, с какой танцует и катается на коньках: не потому, что стремится насолить взрослым, но потому, что живет так, как диктует ей чувство. Гимназистка, с чьим именем связано, по мнению классной дамы и светского общества, нечто "ужасное", не зря становится главной героиней рассказа: Оля Мещерская смогла вдохнуть жизнь полной грудью, потому-то и считает она свое дыхание легким. После физической смерти Оля продолжает жить, и не только в памяти классной дамы. Ее дыхание стало частью бытия, "рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре".

В рассказах Бунина с темой смерти часто неразрывно связана тема любви («Дело Корнета Елагина», «Митина любовь», «Кавказ»). Любовь сопоставима со смертью по силе воздействия, это максимальное напряжение духовных сил, вторжение в жизнь потустороннего бытия, загадочное, роковое чувство, которое будто притягивает смерть, не может продлиться во времени и пространстве. Цикл новелл «Темные аллеи», опубликованный целиком в 1946 году, критики называют «энциклопедией любви»: здесь можно найти как описания возвышенных переживаний («Руся», «Натали»), так и странных чувств («Муза»), вполне заурядных влечений («Кума», «Начало») и низменных страстей («Барышня Клара», «Гость»). В цикле «Темные аллеи» Бунин представил целую галерею женских типов: от простых крестьянок до загадочных тонких натур. Степень откровенности, с которой мастер писал о любви, пристальное внимание к философии Эроса также отличает Бунина не только от предшественников, но и от современников, например, от Куприна, который исповедовал романтическую концепцию любви. Цикл «Темные аллеи» отличает смешение жанров, многосюжетность, которые не свойственны традиционным произведениям малых жанровых форм.

Бунина принято считать писателем-реалистом, так как он склонен к анализу действительности, к максимуму правдоподобия при ее изображении, психологизму, стремится к максимальной чувственно-бытовой конкретности. Но Бунин трансформировал художественный метод, которым пользовались писатели-реалисты. В.Ф. Ходасевич называл Бунина «архаистом-новатором». В чем заключается его новаторство? В первую очередь, в оригинальных жанрово-стилевых исканиях, синтезе разных жанров (например, новеллы и рассказа), а также поэзии и прозы. Позднего Бунина интересует не столько повседневное течение жизни, сколько яркие моменты, озаряющие жизнь того или иного героя неожиданной вспышкой. В этом его коренное отличие, например, от Чехова, да и в целом от традиций реализма XIX века. Значимо обращение мастера к жанру новеллы: если рассказ тяготеет к некоторой обстоятельности, то новелла предполагает фрагментарность, большую экспрессивность, связанную с особенностями композиции. Бунин был первым русским писателем, уделившим такое пристальное внимание жанру новеллы – в дальнейшем новелла стала излюбленным жанром В.В. Набокова, который не мог не усвоить бунинских уроков. Констатация непостижимости законов бытия, внутреннего мира человека, причин возникновения и исчезновения чувств – новаторский вклад Бунина в литературу. Именно поэтому многие исследователи Бунина говорят в связи с его творчеством о новореализме.



Читайте также другие статьи:
Что такое проза
Новеллы Гофмана
Проза о любви