Рассказы Куприна

Рассказы Куприна

А.И.Куприн занимает видное место среди самых выдающихся писателей, которые творили в России в начале XX столетия. За свою творческую жизнь, которая длилась без малого пятьдесят лет, Куприн создал множество произведений, которые прошли испытание временем, и по сей день остаются актуальными. Современного читателя привлекает любовь писателя к простому народу, вера в духовную силу человека, восторг, который вызывает у него жизнь. Куприн владел и мастерски использовал умение заинтересовать читателя, увлечь его в мир изображаемых событий, пробудить сочувствие и жалость к одним героям и презрение к другим.

На раннее творчество Куприна сильное влияние оказали произведения Достоевского. Это проявилось в таких рассказах, как «Безумие», «Лунной ночью», «Впотьмах». Здесь он пишет о роли, которую играет в человеческой жизни случай, о земных страстях и роковых мгновениях. В некоторых произведениях данного периода Куприн показывает, что человеком управляют таинственные законы, которые зачастую не может познать разум, что воля может оказаться бессильна перед случайностью. Позднее писателю удалось преодолеть литературные штампы, истоки которых находились в творчестве Ф.М.Достоевского. Этому способствовало знакомство Куприна с реальной жизнью русских людей.

Писатель искал духовные и нравственные жизненные идеалы, которые можно было противопоставить уродливым современным отношениям между людьми. В своих поисках Куприн не раз обращался к жизни «опустившихся» людей: нищих, бродяг, пьяниц. Он описывал мир неимущего населения, голодных детей, непризнанных художников – людей, которые составляли массу общества. При этом писатель старался отыскать среди них положительных героев. Герои рассказов «Локон», «Лидочка», «В цирке», «Детский сад» являются свободными от влияния цивилизации буржуазии.

В 1909 году Куприн пишет повесть «Яма», где показывает жизнь обитательниц публичного дома. В этом произведении писатель делает упор на натурализм: повесть практически полностью состоит из описания бытовых сцен и портретов. Слова, произнесенные одним из героев повести, вполне могут быть применимы к самому Куприну: "Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю". Завершив военную службу, он живет "с ненасытной жадностью". Александр Иванович в те годы искал себя и перепробовал очень много профессий, он работал даже борцом в цирке.

Тем не менее, в ряде рассказов, которые вышли из-под его пера в те же годы, Куприн указывает на существование в человеческой жизни нравственных и духовных ценностей. Так, в это время он пишет «Гранатовый браслет», который, по словам Паустовского, являлся одним из самых «благоуханных» рассказов о любви. На основании содержания этого рассказы можно отношение писателя к любви. Куприн изобразил «маленького человека», которого любовь сумела возвысить и погубить. Хотя чувство Желткова не было взаимным, вряд ли эту любовь можно назвать несчастной. Герой жил и умирал счастливым оттого, что она была в его жизни. Свидетельством этому стали строки, в которых автор описывает лицо умершего: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно...». Любовь была единственным счастьем героя, хотя он так и не дождался взаимности. Стоит отметить, что в рассказах Куприна, посвященных теме любви, нет счастливого конца. Писатель считал, что настоящая взаимная любовь не может быть вечной, и влюбленные рано или поздно должны расстаться.

Мнение Куприна о любви разделяет другой выдающийся писатель – Иван Алексеевич Бунин. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - строчка из его произведения «Темные аллеи», которое состоит из тридцати восьми новелл. Перед читателем проходят удивительные женские образы: ярким примером является Надежда, всю жизнь любившая человека, для которого была всего лишь увлечением молодости. В рассказе «Солнечный удар» чувство выступает мгновенной вспышкой, оставившей в душе героя глубокий след. Жизнь без возлюбленной превращается для него в пытку. Новеллы Бунина демонстрируют отношение писателя к любви: он считает, что за искренним чувством непременно следует трагедия. Стремление Куприна и Бунина к реализму вылилось в один вывод – любовь действительно существует, однако взаимное чувство непродолжительно, неразделенная любовь существует гораздо дольше.

Куприн является признанным мастером короткого рассказа. Рассказы писателя отличаются как занимательным сюжетом, за которым читатель следит, затаив дыхание, так и манерой написания. Язык Куприна подобен языку классиков XIX века – он ясен и прост. Его можно сравнить с языком Чехова. Кстати, в творчестве этих писателей можно обнаружить два рассказа, которые носят одно название – «Тапер». Произведения не раз становились предметом сравнительного анализа. Несмотря на общее название, литературные «тезки» различны по своему общему тону и направлению. Чеховский рассказ пропитан тоской по несбывшимся надеждам и безысходностью: главный герой когда-то был подающим надежды студентом консерватории, однако волей судьбы стал тапером. Финал открыт, но читатель понимает, что Петра Рублева ждет незавидная участь городского пьяницы. Куприн в своем рассказе, напротив, повествует о реализовавшемся таланте музыканта и композитора Юрия Агазарова – это жизнеутверждающее произведение, наполненное оптимизмом и верой в лучшее.



Читайте также другие статьи:
Что такое новелла
Рассказы о любви
Новеллы Цвейга