Что такое новелла

Что такое новелла

Новелла или рассказ – разные это понятия или обозначают одно и то же? Однозначного мнения на этот счет нет и, наверное, быть не может. Одни исследователи, например, Е.Мелитинский и Б.Томашевский полностью отождествляли эти понятия, считая рассказ русским эквивалентом новеллы, другие выступали против взаимозаменяемости понятий. Какие критерии исследователи ставят в основу такого разделения? Обратимся к новелле и выделим её специфичные черты.

Новелла как чистый жанр существует с XIX века, прежде всего, в европейской литературе. Точное и единственно возможное определение дать сложно, потому что существует множество вариантов новелл, но с уверенностью можно сказать, что отличительной чертой новеллы является её краткость и острый сюжет.

Откуда пошла новелла и где искать её истоки? Новелла как искусство слова впервые появилась в глубокой древности и была тесно связана с ритуальной магией и мифами. Новелла уже тогда обращалась к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Впервые как обособленный жанр новелла появилась в эпоху Возрождения, ярчайшим примером новеллы той эпохи можно назвать «Декамерон» Бокаччо. Уже потом она распространилась в Англии, Франции и Испании. Какие отличительные черты этого увлекательного ёмкого жанра? Конечно, это острый драматический конфликт с необыкновенными происшествиями и поворотами событий; яркий сюжет, нередко парадоксальный, со строгой композиционной структурой, без какой-либо описательности; в центре внимания в новелле одно событие, как правило, экстраординарное, порой парадоксальное и сверхъестественное.

Сюжет, построенный на внезапных, неожиданных сменах ситуаций объединяет новеллу с другими малыми эпическими жанрами, например, со сказкой, басней и анекдотом, с той лишь разницей, что в новелле вы не встретите волшебства и аллегорий, а сюжет в новелле может быть как комичным, так и трагичным или сентиментальным.

Каждая литературная эпоха накладывала отпечаток на жанр новеллы. Например, в эпоху романтизма новелла приобретала мистический характер, в центре новеллы было удивительное происшествие, которое взрывает повседневную жизнь героев. Вспомните Э.Т.А. Гофмана, П. Мериме, Э. По, раннего Н.В. Гоголя. Новеллы в эпоху реализма, отличительными чертами которого можно назвать психологизм и описательность, вытесняются другими видами короткого повествования, в частности рассказом. Но этот жанр не умирает, а лишь приобретает черты господствующего литературного направления.

К концу XIX началу XX века в центре новеллы – таинственная игра судьбы с человеком, её изменчивость и непредсказуемость. Новеллистами этого периода можно назвать Ги де Мопассана, О. Генри, А.П. Чехова, И.А. Бунина и других. Зарубежные новеллисты предпочитают игру с формой, композицией своих произведений, вводят иррациональное содержание и гротескных персонажей. А в советской литературе в 20-х годах XX века в произведениях И.Бабеля, М.Зощенко, В.Каверина новелла обогащается новыми темами и образами острой послереволюционной действительности. Сейчас сложно говорить о популярности новеллы, этот жанр скорее практически полностью оказался вытесненным рассказом.



Читайте также другие статьи:
Анализ рассказа
Новеллы Мериме
Рассказы Шукшина