А.С. Пушкин «Повести покойного И.П. Белкина, изданные А.П.»

А.С. Пушкин «Повести покойного И.П. Белкина, изданные А.П.»

В русской литературе во второй половине 20-х начала 30-х годов происходит изменение общих взглядов и принципов изображения мира и человека. Человек воспринимается русской литературой не как свободное и самостоятельное в своем духовном измерении личность, которая противопоставляет себя обществу и определяет сама образ своей жизни, но как человек, который зависит от национальной культуры, истории, социальной среды, повседневного быта. Это новое направление получило название – реализм. Человек в понимании писателя-реалиста – эта сумма внешних воздействий, это результат сложных отношений между свободным внутренним миром человека и влияющими на него обстоятельствами. В этот период обращается к прозе и А.С.Пушкин. Начиная с 1830-х годов, проза становится равноправным в его творчестве литературным родом, наравне с поэзией.

В 1830 году в с. Болдино Пушкин пишет «Повести покойного И.П. Белкина, изданные А.П.», а в 1831 году издает их отдельной книгой. Реальный создатель – А.С. Пушкин, становится издателем, передавая права авторства условному писателю Ивану Петровичу Белкину, который лишь собрал и обработал подслушанные им у различных людей истории. Для чего писателю понадобились столь сложные манипуляции с авторским образом? Для того, чтобы читатели восприняли эти произведения как подлинную историю, а не художественный вымысел. Для того, чтобы дать право каждому из героев высказать без посредства автора свою точку зрения, рассказать так, как он хочет, свою историю.

Произведение все пронизано насмешкой над романтизмом и сентиментализмом: на уровне сюжета, главных героев, образных средств. Достаточно только взглянуть на эпиграфы к «Выстрелу» и «Метели», и мы сразу поймем, что Пушкин выбирает в качестве объекта своей иронии романтическую повесть с авантюрным сюжетом, в которой важную роль играют случай, таинственное сплетение обстоятельств, судьба. В центре такого рода повестей стоит романтический герой, личность незаурядная, с сильными страстями. Этот герой противопоставлен другим персонажам и идеализируется автором. Эпиграфы провоцируют наивного читателя на романтическое восприятие текста.

Остановимся подробнее на рассказе «Выстрел». Главный герой Сильвио показан с трёх точек зрения: рассказчика, графа Б*** и со своей точки зрения. Романтический образ Сильвио представлен в суждениях рассказчика о нем в начале первой части. Граф Б*** так же воспринимает его как романтического героя, да и сам Сильвио неосознанно ведет себя и говорит, как романтический герой. Уже в конце первой части миф о благородстве Сильвио разрушен. Рассказчик начинает понимать, что Сильвио руководят земные страсти, жестокие и безнравственные. Перестановка событий во времени в первой части служат развенчанию романтического взгляда на Сильвио. Во второй части рассказчик представлен как человек, обладающий трезвым житейским взглядом на жизнь. Здесь рассказчик приближен к автору, поэтому симпатия рассказчика к графу Б***, описание счастливой жизни графа с женой подчеркивает прозаическую жестокость Сильвио в финале второй части. В эпилоге фигура Сильвио возвышается в глазах читателя, но не через романтическую идеализацию, а благодаря действительно гуманному, благородному поступку Сильвио.

В «Метели» рассказчица, девица К.И.Т., обладая «романтическим» воображением, пытается представить своих героев как героев сентиментального или романтического произведения. Идеализирует их и опровергает мысли читателя о житейских причинах поступках героев, пытаясь увидеть в поведении героев возвышенные, литературные помыслы. Девица К.И.Т. строит свое повествование по канонам романтического сюжета, где герои и читатель знают намного меньше, чем автор непредсказуемого сюжета. «Литературность» поведения героев, которая наивной рассказчицей воспринимается серьезно, автору кажется неестественной и даже смешной (бледная и семнадцатилетняя девица; Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена). Такая запрограммированность героев нелепа и ложна по своей сути.

Обратимся к сюжетной линии. В начале произведения намечается два варианта развития событий с будущем. Первый сюжет взят из сентиментальной литературы и принадлежит главным образом самим героям: тайное венчание, которое оправдывается чувствами героев и правом на свободный поступок, раскаяние героев, прощение родителей и счастливый брак. Но в повести этот вариант разрушается, и литературным мотивам поступков героев противостоят житейские причины и события, определяемые действительностью. В сознании Марьи Гавриловны, героини повести, существует трагический вариант: сон, состояние перед побегом. Сюжет опирается на романтическую балладу, романтическую фантастическую повесть. Побег из дома – это греховный поступок, за который последует наказание свыше, а не прощение. Именно поэтому в повести возникает тема судьбы. Для героев – это непредвиденные события, проявление высшей силы, а для автора – результат сложного взаимодействия случайного и закономерного. Автор пишет о целом ряде «земных» причин, приведших к трагическому финалу отношений между Марьей Гавриловной и Владимиром. Если говорить дальше о сюжете, то счастливый финал, предсказанный в первом варианте, осуществляется, но не в романтическом, а в земном, житейском ключе. Так, А.С. Пушкин развенчал романтический сюжет и героев романтических произведений, он показал реальный мир со своими законами и реальные причины поступков человека.

Самсон Вырин, главный персонаж повести «Станционный смотритель», простодушный, наивный, чувствительный человек, мыслящий шаблонно, схематично, в рамках «хорошо/плохо», воспринимал Минского как легкомысленного гусара-красавца, соблазнившего его дочь, не замечая при этом, как Маша с ним вовсе не невинно кокетничала. Он не понял счастья дочери и в финале, в чем и заключается трагедия этого героя. Сам Минский – нейтральный персонаж, мало описан, читатель не найдет и однозначной авторской оценки этого героя. Вообще, любого героя «Станционного смотрителя» нельзя назвать ни грешным, ни идеальным. Даже финал нужен для того, чтобы оправдать героиню и показать, что она тоже склонна грустить и печалиться.

Таким образом, «Повести Белкина» полностью отражают черты нового направления в русской литературе – реализма. Если в романтической литературе человек – существо самостоятельное, отделенное от общества, то в реалистичной литературе – человек связан с историей, государством и т.д. Если в романтической поэзии на первом плане – духовный мир, в реалистической на духовный мир влияет культура общества, народа, нации.



Читайте также другие статьи:
Что такое рассказ
Рассказы Бунина
Рассказы Гоголя